14.10.2014 12:52

Михаил Сегал: «Квотирование российского кино – это как ставить чемпиона в соревнование со слабаками»

Текст и фото: Егор Цалкович

Разговор с Михаилом Сегалом – о драме «Кино про Алексеева», любимых кинолентах, а также о поддержке отечественных фильмов.

Не буду задавать очевидные вопросы, как вы пригласили сниматься Александра Збруева или почему «Кино про Алексеева» так называется. Поговорим лучше вот о чем. Первый ваш фильм, который я посмотрел – это «Рассказы». Согласитесь, жанрово «Рассказы» отличаются от «Кино про Алексеева» – последнее, как указано в аннотации, это ретро-мелодрама. Чем обусловлен такой поворот?

Я бы объяснил этот поворот тем, что не я писал слова «ретро-мелодрама». Я бы никогда так не охарактеризовал фильм. Это написали организаторы фестиваля («Московская премьера» – прим. авт.).

Режиссер Михаил Сегал

А как бы вы его охарактеризовали?

Это драма, классическая драма, только у нас последнее время, мне кажется, это огромный дефицит – хорошая драма. Это, конечно, любовная драма. А когда мы говорим «мелодрама», мы сразу уходим в образ приятных чувств, когда герои повздыхали, сказали «Ой, как все здорово» и поцеловались. Здесь же тема любви героя и героини очень высокого градуса, вопрос жизни и смерти практически. Но при этом по атмосфере так и хочется сказать «драма».

Как вы недавно заявили, картина выйдет в широкий прокат. Вы начинаете уходить в сторону прокатного кино или вы до сих пор чувствуете себя фестивальным режиссером?

С этим фильмом не могу сказать, что являюсь фестивальным режиссером, потому что это кино на фестивали в основном не приглашают. Ну, совсем немножко. Я вас хочу удивить, но у кино должен быть прокат. Другое дело – это массовый прокат для массового зрителя для мультиплекса, или же это прокат для любителей кино серьезного на каких-то особых площадках, где это кино крутится – в процентном соотношении их, конечно, меньше, но это все равно прокат. Надеюсь, что у моего фильма будет прокат, адекватный его содержанию и зрителю, который придет.

Не расстроены, что картина не собрала призов?

Я, конечно, расстроился, что нам не дали призов. Но я расстроился больше, что наше кино не приглашают на фестивали.

Вы выдвигались, заявляли о себе?

Когда как. Но все равно какого-то фестивального ажиотажа вокруг моего фильма нет, это меня огорчает. Хочется быть модным фестивальным героем постеров. Вот я делаю что-то – и что-то получаю. Вот я снял фильм – это принесло мне в реальности что-то, хочется адекватный ответ.

В любом случае, удачи вашему фильму на фестивалях. Тогда отойдем от «Кино про Алексеева». Можете вспомнить какое-нибудь хорошее кино, которые вы недавно посмотрели, и оно вам понравилось?

Из прокатного – «Кожа, в которой я живу». Из фестивального – замечательный фильм, показанный на Одесском кинофестивале, где я был – фильм грузинского режиссера Левана Когуашвили «Свидания вслепую». Советую всем посмотреть и то, и другое. Поразительный, мощнейший посыл в обоих фильмах.

Вам не кажется, что идет тренд на патриотичное кино? На фильмы, в которых рассказывают, что «раньше всем жилось хорошо»?

Это не кажется, это так и есть. Мы это сейчас видим.

А вообще, каких фильмов сейчас должно быть больше, в первую очередь, для «думающего зрителя»?

Для «думающего зрителя» сейчас должно быть больше независимого кино. Независимого как с точки зрения того, откуда берутся деньги на производство, так и сточки зрения отсутствия цензуры. Как только появится система действительно независимого кино, когда не будет ни цензуры, ни самоцензуры, тогда фильмы на любую тему и в любом жанре (даже патриотичные) будут адекватно восприниматься независимым зрителем.

Как вы относитесь к поддержке фильмов Министерством культуры, в том числе финансовой? Как я понимаю, для «Кино про Алексеева» вы хоть и получили поддержку Министерства культуры, но все равно искали деньги посредством краудфандинга?

Это было только частичное финансирование. Понятно, что художественное кино должно дотироваться специальным фондами, в том числе государственными. Это хорошо, только нехорош принцип, по которому это все делается. Если государство заботится о культуре и хочет, чтобы культура, и кинематограф в частности, развивались, оно может выделять талантливым людям деньги. Это одно. Если с этой точки зрения рассматривать вопрос, тогда то, что делает государство, и Министерство культуры в частности – это большое благо. Другой вопрос, если это финансирование популярного сегодня лояльного кино, чтобы люди снимали подобное кино, то я, конечно, против этого. Тут не сам факт того, должно быть финансирование коммерческое или государственное, важно, с каким посылом это делается.

Режиссер Михаил Сегал

И, пожалуй, последний вопрос. Примерно год назад депутат Госдумы Сергей Железняк предлагал ввести обязательную минимальную долю показа российских картин в кинотеатрах на уровне 20%. Как вы относитесь к этому?

Я не поддерживаю данную инициативу. Я противник, потому что качество продукта может вырасти только в конкуренции. И если у российского кино не хватает серьезных и качественных фильмов, а мы еще и уберем фактор конкуренции, то качество еще больше упадет. Поэтому форма поддержки должна быть. Это все равно, что спортсмена, который получил титул чемпиона, ставить в соревнование со слабыми противниками и думать, что он так вырастет.

Надеюсь, что наше кино вскоре все же вырастет, удачи вам и вашему фильму. Спасибо.

Рубрика: Интервью. Метки: Макаревич, интервью, Михаил Сегал, российское кино, режисер.

Другие публикации