В Московском государственном академическом детском музыкальном театре имени Натальи Сац состоялись выступления Пекинской оперы – национальной гордости Китая, внесенной ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия.
Гастроли китайского театр прошли в рамках мирового тура, посвященного 120-летию выдающегося актера и театрального реформатора Мэй Ланьфаня, впервые представившего китайскую оперу за рубежом.
«В начале XX века мой отец побывал с гастролями в Японии, США и Советском Союзе. Долгие годы моей мечтой было вернуться в культурные столицы этих стран и вновь представить зрителям лучшие постановки Пекинской оперы, – говорит Мэй Баоцзю. – Символично, что завершается наш тур в России: именно здесь Мэй Ланьфан побывал трижды, встречался с Всеволодом Мейерхольдом и Константином Станиславским. Мы надеемся продолжить этот культурный диалог».
Каждый персонаж пекинской оперы имеет свой определенный грим. Маска персонажа нанесена на лицо актера и определяет характер героя. На создание образа, в который входит грим, прическа, облачение в костюм, у артиста уходит до трех часов.
Актеры носят на сцене яркие костюмы с массивными головными уборами, которые весят до 10 кг каждый. Персонажи спектакля могут быть вымышленные, но костюмы детально повторяют свои оригинальные прототипы. Цвет костюма и рисунок также имеет очень важную роль. Так по цвету можно точно определить сословный слой персонажа спектакля. Высшие китайские чины носили наряды красного, желтого, белого цветов, а простолюдины костюмы фиолетового, коричневого, синего цвета.
Оркестр в китайской опере также использует национальные инструменты. Звучание очень мелодично, но необычно для слуха европейца, и сочетается с фальцетным пением.
Влияние Пекинской оперы на свое творчество отмечали такие режиссеры и актеры, как Владимир Немирович-Данченко, Сергей Эйзенштейн, Мэри Пикфорд, Чарли Чаплин и Бертольд Брехт. Жанр сочетает в себе национальную музыку и уникальные вокальные приемы, тщательно продуманный язык жестов, танец, акробатику и элементы боевых искусств. Во время последних гастролей Пекинской оперы в США газета New York Times отметила «высочайший уровень сценографии и пластики артистов, до которого сейчас пытаются дотянуться бродвейские шоу».
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: Китай, опера, Пекинская опера.