22.12.2014 11:35

«Исход: цари и боги»

Фото: Екатерина Гаранина


.

«Исход: цари и боги» – библейская история с голливудским размахом. В центре – легенда об исходе еврейского народа из Египта. Определенно, эта картина авторства Ридли Скотта («Гладиатор», «Прометей») претендует на высокие награды.

Ридли Скотт утрировал знаменитую историю, добавив в нее конфликт отцов и детей (фараон Сети больше благоволит мудрому храброму Моисею. Законного сына, Рамзеса, фараон считает избалованным. А сын делает вид, что ему все равно, но умный зритель понимает, что дефицит любви налицо), свободы и справедливости, любви и верности, соперничества. Самые важные темы фильма, на мой взгляд – это соперничество и дружба, а также вера и вдохновение. Рамзес и Моисей с детства росли вместе. На протяжении всей ленты мы будем видеть, как оба словно раскачиваются между двумя крайними точками – братской верностью и справедливостью, помноженной на силу. «В чем сила, брат?» – во власти, в убеждениях, в возможностях или в справедливости? А если в справедливости, то как ее трактовать?

Превращение Моисея происходит постепенно и не один год. А потому, не понятно, какой именно щелчок можно считать контрольным. Но у фильма нет задачи обратить кого-то в христианство. Скотт выбрал очень интересную интерпретацию Бога. И, пожалуй, самое интересное – это видеть, как Бог вдохновляет Моисея на противостояние целой империи. Вдохновленный верой в Бога и верой Бога в свое предназначение, Моисей становится бесстрашным неудержимым воином, который идет до конца. Сущий подсказывает Моисею, спасает в тяжелые моменты, вдохновляет, но и дает выбор. Герой не был бы героем без принятия ответственных решений в одиночку – на Бога надейся, а сам не плошай. Когда необходим трезвый расчет, Моисей мобилизируется. Когда понимает, что не может ничего сделать – призывает на помощь. Вера сделала Моисея более человечным, более уязвимым и помогла найти ему свой истинный смысл жизни.

Исход еврейского народа – слишком известная история, чтобы не знать чем она закончилась. Спойлерить тут негде. Масштаб истории и рамки временного промежутка сюжета поставили с одной стороны трудную задачу, с другой безумно интересную: постановщикам нужно было убедительно-ужасно показать 10 казней египетских, отразить быт самой великой древней державы и передать красоту античного мира.

Отдельная тема – декорации и историческая обстановка фильма. Мир Египта сделан до мельчайших подробностей. Кажется, что ты совершил путешествие во времени. Роскошь дворцов, пышность нарядов знати, драгоценные украшения, величественный трон, громадные статуи. Известно, что даже были сделаны специальные группы, которые занимались уходом и сохранением одежды. Это парадные наряды, военная форма и доспехи, одежда знати и слуг. Одежда помогает понять характер героя. Моисей всегда выглядит лаконично и даже аскетично. Рамзес же всегда одет кричаще пышно – на каждом его пальце по огромному перстню, которыми он нетерпеливо щелкает, отдавая приказы. Специально для фильма в Марокко открыли цех, где закройщики, ювелиры, вышивальщицы, обувщики шили одежду для массовки и героев. Костюмы главных героев имели по 8-9 дубликатов!

Кто хоть раз был в Египте, мог заметить, что пейзажи гор или пустыни, так похожие друг на друга (не удивительно, что Моисей блуждал 40 лет), так и просятся в кадр. Бесконечные просторы, скалы и горы, цветные каньоны, извилистые опасные дороги… К сожалению, «натуральных» красот Египта в фильме нет. Их прекрасно заменили канарский остров, испанский город и умелые руки художников-постановщиков. Трудно поверить, что Нил – это цистерна, а огромные дворцы находятся в павильоне киностудии.

Пять лет назад я оказалась на Синае. Вблизи той самой горы, где Моисей получил заповеди. А еще я видела тот самый залив, через который по легенде и ушел еврейский народ. Там царит дзен: море, галечный пляж, обветшалые хижины и мусор, оставшийся от туристов. В четырех часах езды гора Моисея и монастырь Св. Екатерины. Туристы могут увидеть не только Неопалимую Купину, но и след от золотого тельца. И тогда библейская сказка превращается в реальное событие. Как? Почему ничего не стерлось? Загадка. Или воля Всевышнего.

Есть одна красивая притча, о которой мне напомнил фильм. Человеку приснилось, будто он идёт по песку, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые времена. «Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?» «Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках»

Рубрика: Кино. Метки: Исход, Ридли Скотт, Егепет, евреи.

Другие публикации