Россия обладает самым обширным ледокольным флотом среди всех стран и уникальным опытом конструирования, постройки и эксплуатации подобных судов. Ледоколы обеспечивают стабильное функционирование Северного морского пути, а также доступ к районам крайнего Севера и арктическому шельфу. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных, самое главное преимущество такого флота – отсутствие необходимости регулярной дозаправки топливом, что удобно и выгодно в условиях вечной мерзлоты.
Атомный ледокольный флот развивался почти параллельно с отечественной атомной энергетикой. Решение о строительстве первого атомного ледокола было принято 20 ноября 1953 года, а уже через 6 лет ледокол «Ленин» был спущен на воду.
Сейчас атомный ледокольный флот насчитывает 6 атомных ледоколов, 1 контейнеровоз и 4 судна технологического обслуживания. Корабли базируются в Мурманске в центре ФГУП «Атомфлот».
Первым делом на базе Атомфлота встречают ледоколы «Вайгач», введеный в эксплуатацию в 1990 году, и «Советский Союз», который находится на переоборудовании.
Ледокол «Советский Союз» был введен в эксплуатацию в 1989 году. В марте 2002 года во время стоянки ледокола у причала в Мурманске, впервые его энергетическая установка была использована для снабжения электричеством береговых объектов. При этом мощность установки достигала 50 мегаватт. Интересно то, что ледокол «Советский Союз» спроектирован так, что за короткое время его можно переоборудовать в боевой корабль.
Ледокол «Вайгач» построен в Финляндии на судоверфи Wärtsilä в 1990 году и отличаются уменьшенной осадкой, предназначен для проводки судов в устья сибирских рек. Энергетическая атомная установка развивает мощность в 50000 лошадиных сил и позволяет ледоколу идти через лед толщиной в два метра.
Ледокол «Россия» выглядывает из-за крана. Он был заложен 20 февраля 1981 года и проработал до 2013 года. Является четвёртым в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой. Технически «Россия» может самостоятельно пройти тропики для работы в Антарктике, но имеется риск высокого износа большинства механизмов судна. В настоящее время ледокол находится в отстое, и начат процесс выгрузки отработанного топлива.
Атомщики смеются над смыслом названий судов – «Россию» уничтожают, а «Советский Союз» восстанавливают.
Идем дальше по базе. В огромном плавучем ремонтном доке находился атомный ледокол «Ямал», который проходил плановый ремонт.
«Ямал» был заложен в 1986 году, а спущен на воду через 6 лет. В 2000 году он совершил экспедицию к Северному полюсу для встречи третьего тысячелетия. В ремонтный док к судну мы вернемся немного позже!
Ледокол «Сибирь» в настоящее время находится в холодном отстое и полностью подготовлен к утилизации в 2015 году. Судно проработало в море с 1977 по 1992 год. Выведен из эксплуатации из-за неисправности парогенераторов.
Мощность энергетической атомной установки 75000 лошадиных сил, максимальная скорость 20 узлов, водоизмещение 21120 тонн.
На носу ледокол имел артиллерийскую установку, а в носовой части предположительно имел шахты для баллистических ракет Р-13. Жилые помещения установлены на эластичных опорах и амортизаторах, чтобы не было слышно шума.
Ледокол «Арктика» является родоначальником своего класса и первым, кто побывал на Северном полюсе. Это произошло 17 августа 1977 года. В настоящее время ледокол находится в порту Мурманска на «холодном отстое». В августе 2008 года он был выведен из эксплуатации.
Вдалеке проплывают корабли.
За 33 года безаварийной работы ледокол прошел во льдах Арктики более миллиона миль. В 1999-2000 годах проработал в Северном ледовитом океане год без дозаправки и захода в порт.
Спасательные шлюпки на ледоколе «Сибирь».
На судне размещено почти 1300 помещений: 155 кают, камбуз и столовая, клуб-кинозал на 108 мест, медицинский блок с операционной, спортзал, библиотека, две электростанции с резервными и аварийными дизель-генераторами, мастерские, системы пожаротушения и вентиляции, вертолетная площадка, радиоузел и прочие бытовые помещения для обеспечения комфортной жизни экипажа при длительной оторванности от «большой земли».
Возвращаемся к ледоколу «Ямал».
Ремонтный плавучий док представляет из себя, по сути, тоже корабль. Док погружается почти полностью в воду, в него заходит корабль, требующий ремонта. Под судно ставятся подпорки, на которых оно будет стоять на протяжении всего времени работ, а док всплывает вместе с судном наверх.
Масштабы ледокола и ремонтного дока, конечно, поражают. Жалко, что фотография не может передать реальные размеры конструкций!
Это один из всех атомоходов, который на данный момент работает на Севморпути. Всего «Ямал» совершил 46 рейсов к Северному полюсу.
Судно может колоть лед, двигаясь как вперед, так и назад. Реверсирование двигателя, смена направления вращения от полных оборотов в одну сторону до полных в другую, занимает 11 секунд при весе винта 50 тонн!
Атомоход «Ямал» имеет двойной корпус, изготовленный из стали АК-28. В месте столкновения со льдом внешний корпус имеет «ледовый пояс» пятиметровой высоты толщиной 46 мм, а в других местах толщина внешнего корпуса около 30 мм. Корпус покрыт полумиллиметровым слоем специальной краски «Инерта-160» для уменьшения трения.
Мощность энергетической установки 75000 лошадиных сил, водоизмещение 23000 тонн.
Помимо сопровождения судов, идущих по Северному морскому пути, спасательных работ, обслуживания дрейфующих станций и сопровождения экспедиций «Ямал» совершает туристические круизы на Северный полюс.
База атомного флота располагается довольно близко к центру Мурманска. Морской порт вытянулся вдоль всего берега, поэтому абсолютной тишины, как может показаться, вокруг нет. Негромко доносится гул моторов, гудки кораблей, звук стройки, шум волн!
Себяшечка, так сказать, для масштабов.
С ледоколом «Ямал» приключилось несколько происшествий. Например, в 2009 году в Енисейском заливе Карского моря, во время ледовой проводки, произошло столкновение «Ямала» с танкером «Индига». В результате удара на главной палубе танкера образовалась трещина общей протяженностью 9,5 метра с раскрытием до 8 мм. Танкер следовал в балласте, загрязнения окружающей среды не произошло. В итоге, танкер был сопровождён «Ямалом» для ремонта в Архангельск.
Получился такой общий обзор по атомному флоту. В следующем посте расскажу подробно про ледокол «50 лет Победы». Покажу внутренности, устройство, детали, разные отсеки и уровни атомного судна.
Спасибо за внимание! :)
Благодарю за организацию поездки Департамент коммуникаций госкорпорации «Росатом», Екатерину Ананьеву из Управления коммуникаций ФГУП «Атомофлот», Артема Шпакова и Никиту Козлова.
Рубрика: Репортаж. Метки: флот, Мурманск.