Мотоклуб «Ночные Волки» организовал мотопаломничество по старейшим московским и подмосковным монастырям, участники поездки встретились со священнослужителями, поклонились православным святыням, узнали историю возникновения архитектурных ансамблей. Первой остановкой на этом маршруте стал Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь – православный женский монастырь на Девичьем поле, – основанный великим князем Василием III в 1524 году – в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» – главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение этим городом в 1514 году во время Русско-Литовской войны.
Кавалькада мотоциклистов стартовала из Байк-центра в Нижних Мнёвниках.
Новодевичий монастырь посвящён Пресвятой Богородице Одигитрии, что в переводе с греческого означает — «Путеводительница», «Наставница». Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. В начале XII века князь Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск, где заложил храм Успения Богоматери, в котором впоследствии и разместили христианскую святыню.
Во время Русско-Литовской войны Василий III дал обет: «Коли Божиею волею достану свою отчину, град Смоленск и земли Смоленския, тогда поставлю в Москве на посаде девичь монастырь, а в нём храм во имя Пречистыя…» Осада Смоленска началась 29 июля 1514 года, а уже на следующий день литовский гарнизон сдался. Великий князь Василий III не забыл свой обет и через десять лет основал в Москве Новый Девичий монастырь. На игуменство в Новый Девичий монастырь Великий князь призвал из Суздаля «благоговейную и благочинную схимонахиню» Покровского монастыря Елену (Девочкину), которую почитал за святость жития и верил в силу её молитв за княжеский род, вместе с которой прибыло 18 суздальских стариц.
В 1598 году на несколько месяцев монастырь стал царской резиденцией: сюда переселилась царица Ирина Фёдоровна Годунова, царица-инокиня продолжала принимать доклады бояр и подписывать указы. 22 февраля 1598 года в Смоленском соборе Борис Годунов принял избрание на царство. Во время царствования Бориса Годунова Новодевичий монастырь пользовался его особым расположением — был полностью обновлён Смоленский собор, поставлен новый иконостас, поновлены росписи, «образы чудотворные обложены дорогим окладом с камением», для вдовствующей инокини-царевны были построены обширные кельи, названные Ирининскими палатами, с трапезной и домовой церковью во имя Иоанна Предтечи. Желая превратить монастырь в крепость-заставу Годунов возвёл каменные стены с зубцами, бойницами, галереями и множеством башен протяжённостью около 900 метров, высотой 13 метров и толщиной 3 метра. К каждой башне были пристроены караульные помещения для размещения до 350 стрельцов.
В XVII веке монастырь становится убежищем для царственных персон, ставших жертвами борьбы за русский престол и стратегическим объектом для различных военных и политических сил. С воцарением Михаила Фёдоровича Романова началось восстановление монастыря, разорённого в Смутное время. В XVII — начале XVIII веков монастырю принадлежало 15 000 душ крепостных и более 150 000 десятин земли в 36 сёлах, разбросанных от Онеги до Нижней Волги.
С первых лет создания монастыря его насельницами становились знатные особы. При Петре I в монастырь была заточена царевна Софья Алексеевна, насильно постриженная в монахини после стрелецкого бунта. Позднее здесь жила опальная царица Евдокия Федоровна Лопухина.
В 1812 году отступавшие из Москвы французы попытались взорвать Новодевичий монастырь, но, согласно легенде, одна из монахинь успела залить водой фитили, подведённые к пороховым погребам. В первые годы советской власти в монастыре запретили богослужения, в храмах расположился «Музей раскрепощения женщины», а с 1934 года Новодевичий монастырь стал филиалом Государственного Исторического музея. Во время Великой Отечественной войны отношение властей к религии изменилось, в 1944-1945 годах открылись Преображенский надвратный и Успенский трапезный храм. В последующие десятилетия в этих старинных стенах уживались музейная и религиозная составляющие, а в 2010 году Новодевичий монастырь передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии РПЦ. В настоящее время ведутся реставрационные работы в палатах, на колокольне, башнях, крепостных стенах.
В центре Новодевичьего монастыря пятиглавый Смоленский собор, в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI века. Он был построен по образцу Успенского собора в Кремле. В конце XVII века, в правление царевны Софьи, вокруг Смоленского собора был создан архитектурный ансамбль, в котором собор оказался центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» — колокольня и трапезная. Согласно документу второй половины XVIII века, автором этого ансамбля и создателем большинства сооружений монастыря является зодчий Пётр Потапов. В 1689-1690 годах возведена шестиярусная колокольня в нарышкинском стиле высотой 72 метра с чередованием ажурных и «глухих» ярусов, на момент постройки это была самая высокая колокольня в Москве после Ивана Великого. Крепостные стены и башни появились при Борисе Годунове, но в конце XVII века были полностью выстроены заново. В качестве исключительного по сохранности образца московского барокко ансамбль поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества.
Ансамбль состоит из десятков построек: Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери (1524—1525 или 1560-е годы), храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной (1685-1687 годы), трапезная при Успенском храме (1685-1687 годы), колокольня (1689-1690 годы), храм Спаса Преображения над северными воротами (1687-1689 годы), Лопухинские палаты (1687—1688 годы), храм Покрова Пресвятой Богородицы над южными воротами (1683-1688 годы), Мариинские палаты, храм Святого Амвросия Медиоланского (конец XVI — начало XVII века), палаты царицы Ирины Годуновой (XVII век), Певческие палаты (1718-1726 годы), Казначейские палаты (конец XVII — начало XVIII века), Стрелецкая караульня при Напрудной башне (палаты царевны Софьи, XVII век), палаты царевны Евдокии (конец XVII — начало XVIII века), Филатьевское училище (1871-1878 годы), Больничные палаты (XVII век), Стрелецкая караульня при Никольской башне, Стрелецкая караульня при Чеботарной башне, Сетуньская стрелецкая караульня, Погребные палаты (конец XVII века), часовня-усыпальница Прохоровых (1911 год), крепостные стены с двенадцатью башнями (конец XVII века).
Из Новодевичьего мотоциклисты-паломники «Ночные Волки» отправились в Донской монастырь, основанный в 1591 году на старой Калужской дороге в честь отражения нападения крымского хана Казы-Гирея. В XVII-XVIII веках небольшая обитель развилась во влиятельный моныстырь с обширными территориями и множеством крепостных душ. В настоящее время монастырь передан Русской Православной Церкви, в храмах проходят богослужения, ведутся работы по реставрации.
Когда пришла весть о наступлении орд Казы-Гирея на Москву, основные силы русского войска были далеко от первопрестольной и навстречу неприятелю выдвинулись стрельцы и московские ополченцы. На подступах возникла небольшая крепость, подвижный стан, который называли гуляй-город. Когда начались столкновения передовых отрядов, царь Фёдор Иоаннович обратился к образу Царицы Небесной, он молился Донской иконе Божией Матери, считавшейся покровительницей русского воинства. Основные силы ещё не вступили в сражение, как вдруг крымского хана охватила паника и он дал команду отступать. Поспешное отступление захватчиков объяснили заступничеством Божией Матери и постановили основать монастырь на том месте, где стояла походная церковь. Впрочем, в военном деле на Бога надейся, а сам не плошай: хитроумный Борис Годунов реализовал план дезинформации противника, заслав к татарам своих людей, а в Москве зажёг костры и приказал поднять шум будто бы подошедшего большого русского войска. Так или иначе, Казы-Гирей бежал и был бит в сражении на Оке.
Донской монастырь основан царём Фёдором Иоанновичем в 1591 году, спустя два года был сооружён Малый (или Старый) собор. Это одноглавый храм годуновской эпохи с крещатым сводом и трёхярусной горкой кокошников. Шатровая колокольня была пристроена в 1679 году. В Смутное время малобратная обитель была разорена польскими войсками и долгое время продолжала пребывать в запустении, до постройки кирпичных крепостных стен ограда его была бревенчатой.
Пятиглавый четырехстолпный Большой собор Донской Богоматери (1683-1698 годы), приподнятый на высоком подклете и окружённый широкой обходной галереей, отличается неканоническим архитектурным решением. В интерьере чудом сохранился монументальный семиярусный резной иконостас с образами «фряжского письма», нижние ярусы выполнил золотописец Карп Золотарёв. В подклете собора в 1712 году был освящён Сретенский храм, ставший усыпальницей имеретинского царя Арчила II, а затем и всей жившей в Москве князей и царевичей грузинского происхождения. В 1985-1986 годах в Сретенском храме были проведены археологические раскопки и реставрационные работы, восстановлены места захоронений лиц царской фамилии, над ними были установлены надгробные плиты с надписями на двух языках. В 1752 году на средства купца Кузьмы Замятина были устроены в храме чугунные полы, существующие в настоящее время. В 1786 году закончены работы по росписи храма художником Антонио Клаудо, классические росписи стен органично вписались в интерьер древнего храма.
В конце XVII века на средства царевны Екатерины Алексеевны была предпринята масштабная реконструкция монастыря, в 1686-1711 годах выстроены краснокирпичные стены и двенадцать башен ограды, увенчанных декоративными коронами в стилистике московского барокко. Ограду строили по всем канонам русского оборонительного зодчества. Башни и стены имели бойницы, причем, в связи с развитием артиллерии, были сделаны отверстия для пушечных стволов. Вдоль всех стен изнутри существовали галереи, на которых в крепостях обычно находились стрельцы, по галереям можно было обойти всю территорию монастыря.
В XVIII веке монастырь интенсивно развивается, по описи 1739 года Донской монастырь — крупное хозяйство, которое владеет большими территориями и множеством крепостных душ. В течение этого века формируется величественный комплекс монастыря, каким его можно увидеть и в наши дни. Строится Тихвинская надвратная церковь (1713—1714 годы) (около паперти сохранилась чугунная кованая решётка начала XVIII века), Больничная церковь Архангела Михаила (1714 год) и колокольня над западными воротами (1730-1753 годы). Колокольня стала одним из самых высоких зданий в окрестностях Москвы того времени, проект в стиле елизаветинского барокко приписывается А.Евлашеву, курировал строительные работы Карл Бланк. В нижнем ярусе колокольни помещается церковь во имя святых праведных Захарии и Елисаветы. В 1745—1750 годах были возведены архимандритские покои. Также строятся здание духовной семинарии, настоятельская кухня, братские кельи, конюшни, хозяйственные сооружения.
Одно из широко известных и трагичных событий XVIII века произошло в монастыре в 1771 году во время Чумного бунта. Беснующаяся толпа наводнила монастырь и убила скрывавшегося в его стенах архиепископа Авмросия, который приказал убрать от Варварских ворот Китай-города чудотворную икону, к которой прикладывались как больные (в надежде выздороветь), так и здоровые (в надежде уберечься от заразы). Темная толпа усмотрела в изъятии крамолу и растерзала архиерея, однако зачинщики беспорядков были выявлены и повешены на Красной площади по приказу Екатерины II.
В 1812 году монастырь был разграблен французами, солдаты и офицеры разместились в кельях, а в Малом соборе устроили конюшню. Монахи на время были вынуждены покинуть монастырь. С конца XVIII по начало XX века в разных частях монастырского некрополя было воздвигнуто несколько часовен, призванных служить родовыми усыпальницами: церковь Александра Свирского — миниатюрная ротонда, построенная в 1796-1798 годах как усыпальница А.Зубова, церковь Иоанна Златоуста и св. великомученицы Екатерины построена в 1888-1891 годах неподалёку от северных ворот на средства купцов Первушиных, церковь Иоанна Лествичника возведена в 1896-1897 годах на средства генерала И.Терещенко.
В 1918 году монастырь был закрыт, в храмах проходили антирелигиозные выставки, открылся Антирелигиозный музей искусств, ценные исторические документы из архива монастыря были перемещены в государственные архивы. В 1934 году здесь был открыт Музей архитектуры, в 1930-е годы в Малом соборе находилось общежитие метрополитена. С 1948 года после реставрации Малого собора богослужения возобновились. В 1964 году монастырь стал филиалом Музея архитектуры имени Щусева и несколько десятилетий наука и религия соседствовали в монастырских стенах. В 1990 году решением исполкома Моссовета ансамбль Донского монастыря передан Русской Православной Церкви.
В «Истории» Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества. На памятниках можно найти такие громкие фамилии, как Вяземские, Голицыны, Грушецкие, Долгорукие, Трубецкие, Черкасские. В некрополе погребены и выдающиеся люди России – писатели, поэты, архитекторы, ученые, декабристы, участники войны 1812 года, среди них А.Сумароков, М.Херасков, В.Пушкин, П.Чаадаев, В.Одоевский, В.Майков, О.Бове, В.Шервуд, В.Ключевский, В.Грушецкий. К северу от Большого собора расположена могила Н.Жуковского – отца русской авиации. На кладбище в могиле незвестных прахов № 3 похоронены казнённые участники Белого движения, в том числе Г.Семенов, П.Краснов, А.Шкуро, К.Родзаевский. Уже в наши дни здесь перезахоронен прах деятелей белой эмиграции И.Шмелева, А.Деникина, И.Ильина, В.Каппеля.
К началу XX века монастырский некрополь был переполнен и московские власти приняли решение отвести территорию к югу от монастыря под Новое Донское кладбище, захоронения на котором продолжались на протяжении почти всего XX века. В 1927 году там открылся первый в стране крематорий. А на старом кладбище новые захоронения были разрешены лишь в порядке исключения, в 2008 году на Донском похоронили литератора Александра Солженицына.
Многие старинные надгробные памятники некрополя были привезены в 1930-е годы с других кладбищ Москвы и Подмосковья, под ними нет захоронений. Дело в том, что в 1934 году Донской монастырь стал Музеем архитектуры Академии архитектуры СССР и на его территории собрали уникальные артефакты ушедших веков. Здесь можно увидеть не только надгробия, но и фрагменты разрушенных московских храмов Успения на Покровке, Николы в Столпах, горельефы Храма Христа Спасителя, а также фрагмент Сухаревой башни и часть декоративного оформления Триумфальной арки.
Мотопаломники клуба «Ночные Волки» продолжили своё путешествие, посетив Свято-Данилов монастырь (Даниловский монастырь) – мужской монастырь, основанный в 1282 году на месте, где по преданию, некогда существовала обитель, заложенная на рубеже XIII и XIV веков московским князем Даниилом Александровичем, младшим сыном князя Александра Невского.
Согласно преданию, в Даниловом монастыре в 1300 году учреждена первая в Московском княжестве архимандрития, затем обитель была переведена к Спасу на Бору и именовалась Спасским монастырём. Нынешний монастырь был основан царём Иваном IV Грозным в 1560 году предположительно на месте бывшего монастырского некрополя. Первые документальные сведения о землевладении Данилова монастыря относятся к 1785 году, тогда ему принадлежали 18 десятин земли. Со временем владения увеличились в десять раз, монастырь обнесли крепостной стеной с семью башнями, что не спасало от разграбления французскими войсками и потом большевиками-богоборцами, которые в первые годы советской власти разобрали колокольню, уничтожили некрополь и открыли на территории изолятор НКВД для детей репрессированных.
Любопытно, что Свято-Данилов монастырь вернули Церкви в 1983 году, ещё до начала горбачёвской перестройки, были проведены реставрационные работы исторических зданий и построены новые – резиденция Священного Синода и Патриарха (здесь проводятся заседания Священного Синода), гостиница, административное здание, часовни. Современный Данилов монастырь имеет статус ставропигии, то есть его настоятелем является правящий епископ Москвы — Патриарх Московский и всея Руси. Богослужения совершаются ежедневно. При монастыре действуют воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, издательство «Даниловский благовестник», экскурсионная служба и церковные мастерские.
Историческую часть архитектурного ансамбля составляют Храм Святых отцов семи Вселенских соборов (XVII—XIX века), перестраивавшийся на протяжении нескольких веков. В его основании церковь Покрова с северным приделом пророка Даниила (1650—70-е годы). Верхний «летний» храм возведён в 1729—1730-х годах в несколько запоздалых для этого времени формах московского барокко, а в 1752 году над западным притвором и папертью нижнего храма была поставлена ярусная церковь Даниила Столпника. Таким образом сложилась уникальная для московской архитектуры композиция — два верхних храма на одном нижнем.
Троицкий собор (1833—1838 годы) оформлен на фасадах тосканскими портиками и завершён купольной ротондой, построен по проекту архитектора Осипа Бове в строгих формах московского ампира.
Следующая остановка – на Восточной улице, у стен Симонова монастыря.
В 1370 году на месте нынешней церкви Рождества Пресвятой Богородицы Феодором Симоновским был основан Симонов монастырь, в котором построена деревянная церковь, но уже в 1379 году монастырь был переведён на новое место. В 1509—1510 годах вместо деревянной была построена каменная одноглавая церковь. В 1785—1787 годах вместо деревянных построены каменные трапезная и колокольня, в трапезной устроены два придела – Св. Николая и Св. Сергия, а в Сергиевском приделе в 1870 году установлено чугунное надгробие Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби.
Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Родион Ослябя.
По заведённому обычаю сражения в те времена начинались с поединка на копьях. Татары отрядили признанного поединщика Челубея, чьё копьё было гораздо длиннее обычного. Вступая с ним в бой, противник не мог даже дотянуться своим копьём до Челубея, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл на самопожертвование, сняв с себя доспехи и оставшись лишь в одной Великой схиме (монашеской накидке с изображением креста). Сделал он это для того, чтобы копьё врага, пронзив его тело, не успело вышибить из седла и тогда он смог бы нанести удар сам. Получив смертельную рану, Пересвет поразил Челубея и продолжал оставаться в седле, он смог сам доехать до строя и только там умер. В Куликовской битве пал и Родион Ослябя.
Оба воина были похоронены рядом с деревянным храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. В XVIII веке при разборе старой колокольни строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей, это означало, что под ними покоятся монахи или воины. Под надгробиями были обнаружены саркофаги Пересвета и Осляби. По другой версии, могилы двух героев Куликовской битвы так и не были найдены. Пересвет и Ослябя причислены Русской Православной Церковью к лику Святых.
В 1928 году церковь Рождества Пресвятой Богородицы была закрыта большевиками, чугунное надгробие героев былых времён отправили на переплавку. Вокруг выросли корпуса завода «Динамо» и церковь стали использовать в качестве производственного помещения. Уже в наши дни завод прекратил существование, церковь вернули верующим, а на восстановленной колокольне зазвонил «Пересвет» – колокол весом 2200 килограмм – дар от губернатора Брянской области, с родины героев-иноков Пересвета и Осляби. Храм полностью отреставрирован, восстановлена настенная живопись, иконостасы, интерьер. Во дворе можно увидеть и печальное наследие советской власти: разбитый колокол и куски кладбищенских могильных плит, распиленных на бордюрный камень.
Рубрика: Разное. Метки: монастырь, Ночные волки, мотопробег.