09.09.2015 16:17

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

Текст и фото: Евгений Чесноков
Фото: Наталья Вершинина

На Экспериментальном кольце ОАО «ВНИИЖТ» в Щербинке состоялся смотр достижений железнодорожного машиностроения – Международный салон EXPO 1520. В его экспозиции представлены новейшие образцы подвижного состава, железнодорожной техники и оборудования, произведенного в России, странах СНГ и Евросоюза. В рамках салона, организованного ООО «Бизнес Диалог» в партнёрстве с ОАО «Российские Железные Дороги» проходили и динамические показы подвижного состава разных лет.

Глава РЖД Олег Белозёров знакомится с современной экспозицией EXPO 1520

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

А на кольце пассажиры отправляются в путешествие во времени.

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

Паровоз Ов. Паровозы серии О («Основной грузовой паровоз») строились с 1897 по 1929 год на всех паровозостроительных заводах России. В 1912 году паровозам с оригинальным парораспределительным механизмом Вальсхарта было присвоено обозначение серии Ов «основной Вальсхарта». «Овечки» эксплуатировались в СССР до 1960-х годов. Этот Ов-324 – единственный сохранившийся в рабочем состоянии представитель серии.

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

Паровоз Эу. В течение всего периода производства с 1912 по 1957 год базовый проект паровоза серии Э последовательно улучшался. Паровозы серии Э по новому проекту начали строиться с 1926 года и получили наименование серии Эу – «Э усиленный». Экономичные паровозы серии Эу получили широкое распространение на многих железных дорогах Советского Союза.

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

Паровоз ФД. Паровозы серии ФД («Феликс Дзержинский», нагрузка на ось 21 т) разработаны в 1930 году на основе мирового опыта локомотивостроения и являлись самыми мощными серийными грузовые паровозами в Европе. Локомотив сталинской эпохи, символ своего времени. Строились с 1931 по 1941 год на Ворошиловградском паровозостроительном заводе. Всего выпущено 3211 паровозов ФД. Работали с тяжелыми товарными поездами на основных грузонапряженных магистралях до 1960-х годов.

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

Паровоз Су. Пассажирский паровоз, выпускавшийся с 1924 по 1951 год, был создан на базе лучшего курьерского паровоза Российской империи — С и стал первым паровозом, разработанным в Советском Союзе. Паровоз Су являлся универсальным пассажирским паровозом, который мог водить с умеренной скоростью различные пассажирские поезда, в том числе и тяжёлые, многовагонные. Су эксплуатировался на подавляющем большинстве железных дорог СССР вплоть до конца 1960-х годов.

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

Паровоз Л. В конце 1940-х годов локомотивный парк советских железных дорог интенсивно пополнялся паровозами серии Л (в честь инженера Льва Лебедянского), за разработку которого коллектив конструкторов был удостоен Сталинской премии. В период с 1945 по 1955 год на Коломенском, Брянском и Ворошиловградском заводах выпущено 4199 паровозов Л. Они являлись наиболее распространенными грузовыми паровозами послевоенной отечественной постройки и эксплуатировались до 1980-х годов.

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

Паровоз ЛВ. Серия наиболее совершенных грузовых паровозов ЛВ («Лебедянский Ворошиловградский») завершила эпоху отечественного паровозостроения. Паровозы ЛВ строились в 1955-1956 годах на Ворошиловградском паровозостроительном заводе. Всего выпущено 522 паровозов ЛВ. Они работали до 1970-х годов, не исчерпав своего ресурса.

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

Паровоз П36. Советский магистральный пассажирский паровоз, выпускавшийся Коломенским заводом с 1950 по 1956 год, заменил паровозы серии Су и заметно повысил вес пассажирских поездов. Серийное производство паровозов в СССР было прекращено после принятого на XX съезде КПСС указания о «широком внедрении электровозов и тепловозов» и о прекращении строительства паровозов. Последним годом работы П36 считается 1974 год, когда их ещё эксплуатировали на Забайкальской железной дороге.

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

Тепловоз ТЭ3. Двухсекционные грузовые тепловозы серии ТЗЗ («Тепловоз с электропередачей») строились с 1953 по 1973 год на Харьковском заводе транспортного машиностроения, Луганском (Ворошиловградском) и Коломенском тепловозостроительных заводах. Всего выпущено 6809 тепловозов ТЭЗ. В 1970-е годы они стали самыми распространенными тепловозами в СССР. Использовались и в пассажирском движении (в том числе одной секцией).

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

Тепловоз ТЭМ1. Советский крупносерийный шестиосный маневровый тепловоз строился с 1958 по 1968 год, поставлялся как для МПС, так и для промышленных предприятий.

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

Электровоз ВЛ23. Грузовые электровозы серии ВЛ23 («Владимир Ленин») строились с 1956 по 1961 год на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Всего вылущено 489 электровозов ВЛ23. Они считались самыми надежными электровозами постоянного тока в СССР и эксплуатировались до середины 1990-х годов.

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

Электровоз ВЛ60к. К идее создания электровозов переменного тока в СССР вернулись в начале 1950-х в связи с началом пятой пятилетки, по планам которой предусматривалась массовая электрификация железных дорог. Магистральные электровозы переменного тока ВЛ60 строились в 1957-1967 годах.

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

Электровоз ЧС2. Магистральный пассажирский электровоз постоянного тока, строившийся на заводах «Шкода» с 1958 по 1973 год для железных дорог Советского Союза. Такие электровозы до сих пор эксплуатируются на железных дорогах России, Украины, Чехии.

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

Электровоз ЧС4. Пассажирские электровозы серии ЧС4 («Чехословацкие») строились по заказу СССР в 1964-1972 годах на заводе «Шкода» в городе Пльзень. Главным отличием его от своих предшественников стал блочный лёгкий стеклопластиковый кузов, созданный чехословацким дизайнером Отакаром Дибликом, который значительно снизил вес электровоза. Всего выпущено 230 электровозов ЧС4.

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

Тепловоз М62. Грузопассажирский тепловоз, созданный в 1965 году и выпускающийся на Луганском тепловозостроительном заводе с 1965 года. В новой машине многое было заимствовано из конструкции тепловозов ТЭ3 и ТЭ10. Благодаря удачной компоновке и некоторым другим конструктивным особенностям, машинисты оказались очень довольны этим тепловозом, прозванным «Машкой».

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

Электровоз 2ЭС10 «Гранит» — российский грузовой двухсекционный восьмиосный электровоз постоянного тока с асинхронным тяговым приводом, один из мощнейших в мире электровозов постоянного тока, созданный и выпускаемый российской компанией «Группа Синара» при участии немецкого концерна Siemens (СП «Уральские Локомотивы»). На момент создания электровоз является самым мощным выпускаемым локомотивом для колеи 1520 мм. При стандартных весовых параметрах он способен водить поезда весом примерно на 40-50 % больше, чем электровозы серии ВЛ11.

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

Электровоз 2ЭС7 (модель 11201) — российский грузовой двухсекционный восьмиосный электровоз переменного тока с асинхронным тяговым приводом, разработанный российской компанией «Группа Синара» при участии немецкого концерна Siemens (СП «Уральские Локомотивы») для эксплуатации на железных дорогах колеи 1520 мм. Фактически электровоз является вариантом электровоза 2ЭС10 «Гранит», предназначенным для работы на участках, электрифицированных на переменном токе.

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

Электровоз 4ЭС5К. В начале августа 2014 года Трансмашхолдингом был презентован четырёхсекционный вариант электровоза 3ЭС5К с двумя бустерными секциями и моторно-осевыми подшипниками качения. Электровоз предназначается для вождения тяжеловесных поездов на участках БАМа со сложным профилем.

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

Электровоз ЭП20 — российский двухсистемный скоростной шестиосный пассажирский электровоз, спроектированный Трансмашхолдингом с использованием ряда технических решений французской компании Alstom в рамках совместного предприятия «Технологии рельсового транспорта». ЭП20 задуман как головной проект масштабной программы разработки широкого ряда российских электровозов нового поколения с асинхронным тяговым приводом. Электровоз серийно выпускается на Новочеркасском заводе.

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

Тепловоз ТЭМ14 — восьмиосный маневровый двухдизельный тепловоз с электрической передачей переменно-постоянного тока, строящийся Людиновским тепловозостроительным заводом с 2011 года. Он создан на базе тепловоза серии ТЭМ7А. В основе конструкции локомотива — две силовые установки общей мощностью 2400 л.с. Тепловоз предназначен для маневрово-вывозной и горочной работ, а также для магистральной службы на железных дорогах колеи 1520 мм в районах с умеренным климатом. Тепловоз может бесперебойно работать при температурах наружного воздуха от -50 до +40°С.

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

Тепловоз ТЭМ19 — инновационный шестиосный маневровый тепловоз с газопоршневым двигателем. Главной особенностью локомотива является двигатель, работающий на сжиженном природном газе. Локомотив построен ЗАО «Трансмашхолдинг» на Брянском машиностроительным заводе. Внешний облик локомотива определяет криогенная ёмкость для хранения сжиженного природного газа и система газоподготовки.

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

Газотурбовоз ГТ1 (позднее ГТ1h) — российский опытный газотурбовоз (тепловоз с газотурбинным двигателем). На нем используется электрическая передача: газотурбинный двигатель, который работает на сжиженном природном газе, соединён с генератором переменного тока, а вырабатываемый последним ток выпрямляется и подаётся на тяговые электродвигатели, которые и приводят локомотив в движение.

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

ЭГ2Тв «Иволга» — электропоезд городской тверского вагоностроительного завода, построенный для участия в тендере на выбор подвижного состава для МКЖД.

EXPO 1520: Иволга

Двухэтажный Stadler, предназначенный для линий Аэроэкспресса.

EXPO 1520: двухэтажный Stadler

Внутри этот поезд выглядит очень современно и аккуратно.

EXPO 1520: двухэтажный Stadler

EXPO 1520: двухэтажный StadlerEXPO 1520: двухэтажный StadlerEXPO 1520: двухэтажный StadlerEXPO 1520: двухэтажный StadlerEXPO 1520: двухэтажный StadlerEXPO 1520: двухэтажный StadlerEXPO 1520: двухэтажный StadlerEXPO 1520: двухэтажный StadlerEXPO 1520: двухэтажный StadlerEXPO 1520: двухэтажный StadlerEXPO 1520: двухэтажный StadlerEXPO 1520: двухэтажный StadlerEXPO 1520: двухэтажный StadlerEXPO 1520: двухэтажный StadlerEXPO 1520: двухэтажный Stadler

В экспозиции представлен широкий спектр передвижных диагностических лабораторий и транспортных средств на комбинированном ходу.

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

EXPO 1520: железная дорога из прошлого в будущее

Рубрика: Разное. Метки: железная дорога, паровоз, РЖД, поезд.

Другие публикации

31.12.2019 в 15:21

Россия живёт дорогами


Приволжская железная дорога подвела итоги работы в 2019 году

30.12.2019 в 02:19

«Город на память». 537. Щербинка. Экспериментальное кольцо


Полигон представлял собой одиночный железнодорожный путь в форме правильной окружности протяжённостью 6 километров, с постоянным радиусом 956 метров и нулевым уклоном.

05.08.2019 в 22:20

Нам открывается страна с вокзального порога…


Машинисты, работники вокзалов, проводники и все кто связан с железной дорогой, празднуют День железнодорожника.

21.12.2018 в 15:25

«Город на память». 347. Промзона № 11. Огородный проезд


Почти все предприятия в Огородном проезде ориентированы на пищевую промышленность, причём их продукция была хорошо известна москвичам, но есть и автобазы, и типографии.

13.12.2018 в 16:02

«Город на память». 296. МОЖД-МЦК. Угрешская – Кожухово


Московская Окружная железная дорога обслуживала не только промышленные предприятия, но и работала на нужды армии.

13.12.2018 в 12:52

«Город на память». 294. МОЖД-МЦК. Лефортово – Нижегородская


Окружная дорога строилась в первую очередь для грузоперевозок и «Лефортово» - одна из станций, на которую доставлялось сырьё для московской промышленности.

13.12.2018 в 00:50

«Город на память». 290. МОЖД-МЦК. Окружная – Владыкино


До самого последнего момента РЖД и Мосметро не могли определиться с выбором названий станций МЦК.

13.12.2018 в 00:10

«Город на память». 289. МОЖД-МЦК. Балтийская – Лихоборы


Если желание посмотреть непарадную Москву ещё не пропало, тогда садитесь в «Ласточку» и любопытство будет удовлетворено.

12.12.2018 в 23:38

«Город на память». 288. МОЖД-МЦК. Хорошёво – Стрешнево


Промчавшись мимо старинной станции «Пресня», электропоезд ныряет под путепровод Звенигородского шоссе и замедляет ход возле станции МЦК «Хорошёво».

11.12.2018 в 15:16

«Город на память». 269. Станция Подмосковная: от «Овечки» до «Ласточки»


Узловая железнодорожная станция Подмосковная Рижского направления Московской железной дороги напоминает машину времени, переносящую нас то в прошлое, то в будущее.

11.12.2018 в 02:30

«Город на память». 264. Московская Окружная железная дорога (2016)


До открытия МОЖД тысячи ломовых извозчиков курсировали между вокзалами, перевозя транзитные грузы, создавая пробки и теряя время при погрузке-разгрузке.

09.12.2018 в 10:24

«Город на память». 245. Депо Подмосковная


Станция Подмосковная и окрестная инфраструктура построены в 1901 году как часть Московско-Виндавской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД).

30.11.2018 в 09:30

«Город на память». 193. Перегон Беговая-Тестовская


Наверное, почти каждый мегаполис в мире может похвастаться уходящим в небеса комплексом билдингов из стекла и бетона. Теперь такое диво появилось и в российской столице.

29.11.2018 в 21:00

«Город на память». 192. МОЖД. Станция Пресня


Станция Пресня находится в не самом цветущем месте Москвы - со всех сторон её окружает промышленная зона.

25.11.2018 в 16:41

«Город на память». 173. Станция Черкизово


Станция Черкизово открылась в 1908 году в составе Московской Окружной железной дороги и эксплуатируется до сих пор, обслуживая ближайшие промышленные предприятия.

18.11.2018 в 17:10

«Город на память». 153. Московская Окружная железная дорога


Проекты строительства окружной железной дороги, которая соединила бы вокзалы Москвы, предлагались с 1869 года, но по разным причинам не находили поддержки властей.