09.09.2015 15:31

Разрушитель иллюзий

Текст: Валерия Волошина
Фото: Антон Егоров

На День города на ВДНХ перед павильоном № 71 вырос 25-метровый детский город из картона. В его строительстве принимали участие все желающие. Нам удалось побеседовать с изобретателем оригинального замка Olivier Grosstete, узнать некоторые секреты рабочего процесса, а также расспросить его о планах на будущее.

Разрушитель иллюзий
Команда архитекторов

Olivier, чем ты занимался до создания «картонных» проектов?

Вообще, я закончил факультет изящных искусств. Я занимался живописью, рисунком, фотографией, коллажем. Много коллажей я сделал из своих штрафов, которые я получал, например, за плохую парковку, также были коллажи из разных денежных купюр. Все это символы власти. И я сумел показать, что это всего лишь цветная бумага.

Расскажи о своем первом проекте? Как появилась эта идея?

Целью моего первого проекта было изменить имидж мэрии, добавить в этот привычный образ что-то фальшивое. Я долго искал материал, который можно было использовать в очень больших количествах и потом выбрасывать. Картон отлично подходил для этого.

А сколько всего проектов было тобой уже разработано?

Я сбился со счета (смеется), но, я думаю, примерно 120-130.

Есть ли что-то общее – то, что связывает все твои проекты?

В общем, это вопрос образа власти, потому что архитектура – это инструмент власти. Например, Дворец Правосудия – красивое здание, но мы чувствуем себя виновными, как только туда входим. Дома для малоимущих – тоже довольно ужасные здания. Я хотел немного подобраться к этим образам и показать, что картонные коробки – это всего лишь упаковка, иллюзия, фальшивка. Создание таких проектов – один из способов донести до людей эту идею, а масштаб, в котором мы это делаем, помогают им это лучше понять. В общем, мы вкладываем в это много усилий, строим все это, а потом разрушаем, как иллюзию. В то же время, это игра и удовольствие.

В каких странах, городах ты уже был со своими проектами?

Больше всего проектов, конечно, было во Франции. Немало и в Европе: Германия, Бельгия, Италия, Словакия. А теперь Москва, Мексика, Корея, Тайвань.

Какой из них запомнился тебе больше всего и почему?

Таких проектов было несколько. Они запомнились по разным причинам. Например, я очень хорошо помню самый первый проект. Тогда конструкции были не на таком высоком уровне, как сейчас, да и требовалось большое количество людей, чтобы все это поднять. Более того, у меня не было официального разрешения для возведения здания из картона. Поэтому, чтобы осуществить этот проект, я попросил всех своих друзей помочь. В этот день был ветер и дождь, и поначалу все было не очень хорошо, но многие люди подходили и предлагали свою помощь.
Еще один проект «Франция – культурная столица Европы» был очень масштабным. Мы работали всю неделю и построили на площади 20 подобных зданий.
Не так давно мы делали во Франции 2 моста (каждый 30 м в длину), которые плавали на двух суднах. Один мост был на озере, а второй – на реке. И это было интереснее, потому что было течение. Однажды я сделал мост из веревок и дерева, он был подвешен.

Чувствуется ли разность менталитета людей, которые приходят помогать, в той или иной стране?

Да, безусловно. И это зависит не только от страны, но иногда и от города. Это очень сложно объяснить, но мы всегда чувствуем коллективную энергию. Везде это работает! Иногда нужно больше или меньше времени, чтобы запустить проект. Например, недавно мы были в Мексике, там это было вообще без проблем. А вот этим летом мы были в Германии, это было гораздо сложнее. Все немцы быстро устают, и у них начинает болеть спина (улыбается). Было очень сложно вовлечь их в рабочий процесс.

Olivier, расскажи, пожалуйста, о своей команде. Вы всегда работаете вместе?

В самом начале я делал все сам. Только 2 года, начиная с проекта в Марселе в 2013 году, я работаю с командой, и это тоже для меня ново. Кристоф работал со мной с самого начала. 3 других – это люди, которые когда-то участвовали в моих проектах. С ними сложились очень хорошие отношения. Я посмотрел, как они относятся к самому проекту, что они заинтересованы, и пригласил их. Понемногу я вовлек их в эту работу. В целом со мной работает 10 человек. Команда различается в зависимости от проекта и от того, кто свободен на конкретные даты.

Сколько занимает в среднем работа над одним проектом?

В одно и то же время я думаю о разных проектах, поэтому очень сложно сказать, сколько конкретно занимает именно один проект. Конечно, это зависит от сложности того или иного проекта. Иногда между первым днем работы и реализацией проекта может пройти полгода. В среднем мне нужно 3-4 дня, чтобы набросать проект. Далее начинаются вычисления, уточнение деталей и т.д.

Где ты обычно работаешь над проектом?

Так как у меня очень много дел, постоянно готовятся проекты в разных странах, плюс ко всему, у меня трое детей, поэтому мне спокойнее работать в транспорте.

Как твоя семья относится к твоим частым разъездам?

Конечно, они очень скучают. Особенно малыши. Как только они видят, что я достаю чемодан, сразу начинают меня обнимать. Теперь я планирую минимальные поездки. Часто я приезжаю уже к самому возведению

Разрушитель иллюзий
Картонный замок на ВДНХ

Что тебе самому больше всего нравится в работе над проектом? Какой-то конкретный этап?

Очень интересно приехать в страну, встретить новых людей. Но это уже другое, нежели работа. Мне нравится и сам процесс мастерской. Каждый человек находит то место, которое подходит именно ему. Есть те, кто просто склеивают коробки; кто-то делает целую конструкцию. Есть те, кто чертит планы. Вообще, сначала всегда сложнее, потому что надо сделать крышу, сложные постройки. А потом просто надо поднимать в высоту. Люди быстро включаются в процесс; понимают, что им надо делать. Но, когда все происходит хорошо, я могу просто уйти отдыхать и наслаждаться видами.
В конце работы конструкция весит около 1 тонны (иногда 1,5). И, когда мы поднимаем ее, мы чувствуем физически коллективную работу, иногда уже даже нет места для рук. Когда все поднимают вместе, есть такое чувство, что ты ничего и не делаешь, хотя это огромный вес. Это здорово! На последней проекте один маленький мальчик в момент поднятия сказал: «Я такой сильный!» (смеется)
Я убедилась на себе, что эта работа очень затягивает. Хочется делать еще и еще, чтобы получить что-то в итоге…
Да, это действительно так. Однажды человек лет 70 пришел и спросил, что мы делаем. Я объяснил ему, что у нас тут мастерские. Тогда он зашел на следующее утро и сказал: «У меня есть час, и я хочу что-нибудь поделать». Так он остался на весь день.
В результате, все чувствуют удовольствие этой коллективной работы. Можно очень легко попросить людей, сказать, что нам нужен кто-нибудь на 2 минуточки, чтобы поднять. Они подходят, потом берут скотч и начинают участвовать.

Ты пытаешься воплощать в жизнь архитектурные задумки, которые где-то видел или все придумываешь сам?

Обычно, я стараюсь вдохновляться тем миром, в котором я живу. Я вдохновляюсь тем, что находится вокруг меня. Это что-то, что уже существует, будет существовать или существовало ранее. Я люблю именно этот подход. Но, например, для Москвы было задание сделать детский павильон, так как его не существует, мне пришлось его придумать. Я решил сделать сочетание из образов, которые у меня были о России. И дать какую-то волшебную деталь проекту.

А когда возникла идея создания такого проекта в Москве?

Артур (Григорянц) написал мне в мае. Мне понравилась сама идея поехать в Россию. О Москве существует очень много мифов, и мне хотелось посмотреть на этот город своими глазами. Окончательно все было решено только в июле. В том числе то, что этот проект мы будем делать в сентябре. Только 2 недели назад разработка самого проекта была полностью закончена. Все те, кто приехал сюда работать, получили план работы прямо перед отъездом.

Какие у тебя ощущения после работы в России?

Все прошло отлично, даже, несмотря на погодные условия.

Собираетесь ли вы еще раз посетить Москву?

Да, вполне возможно это будет уже в следующем году.

Какие еще проекты вы планируете в ближайшее время?

В этом году у нас 25 проектов. Сержи, потом Италия, Англия, 2 проекта во Франции – один из которых меня очень интересует. Это будет большой мост, который улетит в небо на воздушных шарах. Потом Тайвань. В январе мы едем на кинофестиваль. Потом Бразилия, Германия, Морокко. Это, конечно, не маленькие проекты, они требует много организационной работы. Найти финансирование тоже довольно сложно. Есть люди, для которых я начинаю проект сейчас, но запланирован он на следующий год. Есть и другие вещи, над которыми я работаю, но поживем – увидим. На настоящий момент это только планы.

Olivier, что ты чувствуешь, когда постепенно прямо на твоих глазах проект начинает претворяться в жизнь?

Я получаю огромное удовольствие от этой слаженной работы. Всегда есть отдача публики, которая очень приятна! Публика очень щедра. Они не так уж много и получают с этого лично для себя, но они приходят помочь, вкладывают свои силы. И это дает мне веру в человека!

Разрушитель иллюзий

Разрушитель иллюзийРазрушитель иллюзийРазрушитель иллюзийРазрушитель иллюзийРазрушитель иллюзийРазрушитель иллюзийРазрушитель иллюзийРазрушитель иллюзийРазрушитель иллюзийРазрушитель иллюзийРазрушитель иллюзийРазрушитель иллюзийРазрушитель иллюзийРазрушитель иллюзийРазрушитель иллюзийРазрушитель иллюзийРазрушитель иллюзийРазрушитель иллюзийРазрушитель иллюзийРазрушитель иллюзийРазрушитель иллюзийРазрушитель иллюзий

А в конце праздничных мероприятий все это картонное великолепие было уничтожено силами гостей выставки.

Разрушитель иллюзий

Разрушитель иллюзийРазрушитель иллюзийРазрушитель иллюзий
Рубрика: Разное. Метки: ВДНХ, интервью.

Другие публикации

05.02.2022 в 23:18

На ВДНХ показали легенды французского автопрома


Выставка раритетных моделей 2CV, DS и CX приурочена ко дню рождения основателя автомобильной компании Андре Ситроена.

29.07.2021 в 01:28

ВДНХ готовится отпраздновать свой день рождения


1 августа Главная выставка страны приглашает москвичей и гостей столицы присоединиться к празднику.

20.01.2021 в 18:29

Так вот ты какой, северный олень!


Численность северных оленей сокращается и в России этот вид животных занесен в Красную книгу.

13.08.2020 в 23:14

Во саду ли, в огороде


14 августа на ВДНХ открывается седьмой фестиваль ландшафтного дизайна «Сады и люди».

12.08.2020 в 16:05

ВДНХ отметила День рождения


После нескольких месяцев онлайн-мероприятий на ВДНХ вернулись развлечения.

16.02.2020 в 13:59

Павильон «Нефть» – как на ВДНХ СССР, только лучше


15 февраля в рамках общегородской акции «День без турникетов» состоялась экскурсия в возрождённый павильон «Нефть» на ВДНХ.

12.02.2020 в 22:32

Владимир Упелниек: «Ботанический сад – это музей живой природы, а не парк»


Главный Ботанический сад РАН - это прежде всего научное учреждение, занимающееся фундаментальными исследованиями в области ботаники.

24.11.2019 в 16:39

В Москве открылся сезон катков


В Москве открылись катки в парках города. 22 ноября торжественно открылся Главный каток страны на ВДНХ.

04.10.2019 в 18:17

На ВДНХ город разобрали на детали


Выставка «Город: детали» посвящена городским пространствам как средству коммуникации.

09.09.2019 в 22:07

ВДНХ гастролировала на Тверской


Артисты представили разные периоды истории Главной выставки страны - колхозное сельское хозяйство, индустриализацию, начало космической эры...

26.08.2019 в 00:29

Болиды Формулы-1 представили в Петербурге


Интервью российского автогонщика, чемпиона серии GP3, пилота Формулы-1 Даниила Квята

08.08.2019 в 00:25

Они приплыли. Как ВДНХ отмечала юбилей


Парад рыб, колхозный балет, загадочное зазеркалье, моряки на велосипедах - ВДНХ нескучно отметила своё 80-летие.

05.08.2019 в 01:39

ВДНХ исполнилось 80 лет


«ВДНХ — это историческое место, это история нашей страны, нашего города, и эта история должна быть восстановлена», — сказал Сергей Собянин.

02.08.2019 в 20:47

Свинарка и пастух вернулись на ВСХВ


На ВДНХ отмечают 80-летие главной выставки страны и вспоминают великую эпоху.