Открытие 95-го сезона в РАМТе началось с премьеры. Несколько лет постановка искала свою сцену и вот, кажется, нашла. Режиссер Екатерина Гранитова рассказывает, что прошел не один год, пока постановка нашла свой театр, своих артистов, нужную музыку и ту самую атмосферу.
Северная Одиссея – не экранизированный сценарий легендарных драматургов эпохи 90х Петра Луцыка и Алексея Саморядова. Это спектакль про мужчин. «Истерн», как его называют сами создатели.
Сухой закон в стране, 89 год. Мужчины везут спирт к чукчам, чтобы поменять его на алмазы. На сцене простые сибирские мужики, которые промышляют контрабандной торговлей в Сибири, где нравы свободные и далеки от социальных норм. Герои сталкиваются с бандитами, пограничниками, новыми территориями, неписаными законами общества.
Ключевые атрибуты спектакля – хлеб, винтовки и спирт. «У кого они есть, тот и хозяин!»
Екатерина Гранитова: «Мужики, которые попадают в разные жесткие испытания и условия. Как они располагаются, как они выживают.. Кто-то выживает, кто-то не выживает.. Такая вот история..»
Мужики живут обычной жизнью. Дают слово не ходить больше в тайгу. «Убьют же!» Пьют водку, рожают детей, смотрят порно, танцуют, поют. Стреляют из ружей. Но вот приходит пора делать выбор между новым походом за алмазами и остаться дома, как обещал жене.
Эта история вечная. Когда читаешь о том, что происходит, догадываешься – это могло происходить во времена Емельяна Пугачева, это может происходить через 30 лет, потому что не меняется в обществе ничего. Здесь нет никакого историзма в социальном контексте. А есть только намек. Все переживания современные.
Екатерина Гранитова: «Моя тема – тема человеческой свободы. Как человек располагается в этом мире. Зависим он или независим. И вот эта разница: свобода как дикость или благополучие.. Есть ли какая адекватная грань. Или мы все время будем болтаться в человеческом обществе между двумя крайностями».
Жанр такого необычного спектакля? Его предстоит найти тому, кто это посмотрит. «Это что-то совершенно необычное, изобретенное. И любое слово сейчас будет неточным. Мы пока ищем название этому жанру».
Режиссер рассказывает, что живая музыка играет в десяти ее спектаклях. В этом случилось прикосновение с деятельностью Петра Налича. «Это особое удовольствие творческое, особый случай. Потому что очень интересный творческий тандем у нас получился».
Петр Налич признается, что такая большая театральная работа для него первая. «Это дает новые возможности музыкальные. Это другая система, другая композиция получается, когда ты связан с театральным действом. Атмосфера легкая, творческая, не пыльная, не нафталинная, какое ощущение бывает в театрах. Ощущение, что всем надо». Композитор обещает, что все эти музыкальные вариации войдут в отдельный альбом.
Северная хореография замедленной войны, которую поставил Альбертс Альбертс, ни слова не говоря, одним взглядом объяснит все. «На земле нам не спрятаться. А в океане нас искать не будут. По льду пойдем!»
Главный актер Александр Доронин тоже делится впечатлением после прочтения киносценария. Впечатлением небольшого недоумения, почему эта история не экранизирована. «Очень мощный заряд от авторов, очень выписаны с большим интересом все персонажи. Русские. Очень хорошо присутствует русский дух у автора. Не только в киносценарии Северной Одиссеи, но и во всем творчество Луцыка и Саморядова. Мы стараемся не потерять основной источник – киносценарий Луцыка и Саморядова».
«Мне кажется мы все здесь такие собирательные образы.. Они рядом с нами, они никуда не ушли. Они по-прежнему здесь. Я не думаю, что нам приходилось что-то придумывать. В репетициях мы с Екатериной Геннадьевной шли от себя, друг о друга. И это самое потрясающее. Когда происходит открытие, конечно это большая радость», делится мнением актер.
Второе действие происходит в Америке, идет любовная линия. Один из парней знакомится с молодой американкой. Но в отличие от спектакля Захарова, поскольку это 89 год, мы знаем, что через 2 года упадет железный занавес. У героев есть шанс встретиться..
«Слушай, а если у них тут смерти нет? Как нет? А если они тут засыпают как собаки и все?»
Рубрика: Разное. Метки: театр, спектакль, петр налич, РАМТ.