В последний день октября месяца в Центре им. Мейерхольда с успехом прошла премьера спектакля “Средний возраст” в основу которого положены две пьесы Людмилы Петрушевской – “Чинзано” и “День рождения Смирновой”.
Спектакль, необычный по форме и пронзительный по содержанию, разделен на две истории – женскую и мужскую, которые играются на разных сценах, причем зрители могут за одно посещение увидеть только одну. Лишь в финале актеры-мужчины вместе со своими зрителями переходят на женскую площадку, где разыгрывается финальная сцена. Но это не единственное, чем удивили зрителей создатели спектакля. Периодически по условному знаку действие останавливалось, и актрисы (я посетил женскую версию) вдруг начинали говорить от собственного лица, задавать вопросы зрителям, рассказывать какие-то свои личные истории, которые органично вплетались в контекст пьесы. Это было так неожиданно и трогательно!
Герои Петрушевской – люди, так называемого, среднего возраста. У каждого своя история, свой список побед и поражений. Нет, кризис еще не наступил, но уже нет той восхитительной беспечности юности, когда весь мир перед тобой и нет ни долгов ни обязательств, а есть работа, дети, больные родители, муж – алкоголик и груз ответственности. А счастья нет. И разговоры крутятся вокруг “вечных” тем – взаимоотношения между мужчиной и женщиной, браки, разводы, измены, аборты, воспитание детей. И пожалуй, самая пронзительная из песен Новеллы Матвеевой “Любви моей ты боялся зря” в финале. В пьесе Петрушевской удается поразительно точно воспроизвести дыхание эпохи 70-х годов прошлого столетия. Но для создателей спектакля, а все они являются выпускниками школы студии МХАТ 2003 года, т.е. людьми среднего возраста, тест пьесы, не смотря на бережное к нему отношение, лишь повод поговорить о том, что чувствуют и как переживают свой возраст сегодняшние тридцати пятилетние, наши современники. Все истории, рассказанные актрисами от собственного лица, абсолютно реальные, им безоговорочно веришь, они светлы, в них нет депрессии. Ведь средний возраст, это не только время появления первых морщинок, но и время первой переоценки и ценностей, когда из жизни уходит то, что еще вчера казалось важным, когда начинаешь ценить такие простые, но такие важные вещи – красоту природы, доверие ребенка, настоящую близость.
Зрители также активно вовлекаются в действие. В какой-то момент устанавливается телемост с мужским залом и зрителям женского зала предлагается возможность задать несколько вопросов мужскому залу и наоборот. Уже на премьере вопросы были не самые простые и не самые удобные, и можно только гадать, а что будет через некоторое время, когда на спектакль придет подготовленный зритель, с подготовленными заранее вопросами.
Умный, тонкий, эмоционально заряженный спектакль, который, возможно, позволит мужчинам чуть лучше понять женщин, женщинам – почувствовать мужчин, а значит, стать на полшага ближе. Очередная удача Брусникинцев. Смотреть обязательно, причем, дважды.
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: премьера, Центр Мейерхольда.Режиссер: Сергей Щедрин, шеф-драматург: Анастасия Скорик.
В ролях: Алексей Розин, Екатерина Соломатина, Илья Барабанов, Анастасия Скорик, Денис Ясик, Ирина Петрова, Анна Телицына.