Бородинский угольный разрез расположен в Красноярском крае, входит в состав СУЭК. В январе 2016 года здесь планируется отгрузка миллиардной тонны угля. Такого количества топлива не отгружал ни один разрез России. При этом запасов месторождения хватит ещё на полтора столетия.
Бородинский разрез находится в 7 км от города Бородино Красноярского края. Сегодня этот разрез обеспечивает работой около 1500 человек.
Строительство Бородинского разреза началось в августе 1945 года — после войны страна остро нуждалась в твёрдом топливе. Первый уголь здесь получили только через четыре года. С этого началось освоение Канско-Ачинского угольного бассейна — одного из самых больших месторождений в России.
Бородинский разрез в длину составляет 7 км, в ширину 2 км — это как 2000 футбольных полей. Чтобы пройти его пешком понадобится не один час.
Глубина залегания угля составляет не более 100 метров, при этом толщина пласта достигает 45 метров.
Небольшая глубина позволяет вести добычу открытым способом.
Вскрышные работы производятся железнодорожным способом с применением думпкаров.
Думпкар — вагон-самосвал с наклоняющимся кузовом и откидными бортами.
Сегодня мощность разреза превышает 20 млн тонн угля в год.
Обеспечивать столь высокие показатели добычи угольщикам помогает использование уникальной техники.
Две самые высокопроизводительные горные машины разреза — это роторные экскаваторы ЭРП-2500.
ЭРП-2500 способен перерабатывать свыше 3000 тонн угля в час. За день он грузит больше, чем некоторые разрезы целиком.
Высота экскаватора составляет 30 метров — это 10-этажный дом.
Масштаб можно понять, сравнив эту махину с УАЗиком.
Масса экскаватора составляет 1860 тонн. Столько весит, например, шесть самолетов Аirbus A380.
Роторное колесо — основной рабочий орган экскаватора.
Колесо с 18-ю ковшами (330 литров каждый). За один раз оно поднимает несколько десятков тонн породы.
Управляет роторным экскаватором бригада из шести человек.
Немного лирики. Человек и техника.
Скорость передвижения экскаватора составляет 0,3 км/час.
Добытый уголь вывозится по железнодорожной дороге.
Весь отгружаемый на разрезе уголь перед отправкой проходит через радиометрические весы.
Добыча угля на разрезе ведётся круглый год, пик приходится на зимнее время — объём отгрузки доходит до тысячи вагонов в сутки.
Если вагоны с углём, который добыли на Бородинском разрезе за всю историю, выстроить в одну линию, можно обогнуть экватор восемь раз.
На загрузку одного вагона у экскаватора уходит три минуты.
Большинство электростанций проектировали специально под бурый бородинский уголь. Предприятие является основным поставщиком топлива для нужд энергетики и ЖКХ. География поставок бородинского угля охватывает всю Сибирь, Дальний Восток и даже внешние рынки.
Рабочий помогает машинисту производить подготовку трассы для роторного экскаватора.
При разработке небольших угольных пластов с высотой уступа не более 17 метров используется роторный экскаватор ЭР-1250.
Взрывные работы на разрезе применяются для разрыхления крепкой породы или мёрзлой корки уступов в зимний период.
Шагающий экскаватор ЭШ-10/70 обеспечивает вскрытие пласта по бестранспортной схеме.
Разрез работает 365 дней в году круглосуточно, не останавливаясь ни на минуту.
По мере продвижения экскаватора электрический кабель, от которого он питается, поэтапно удлиняют.
Бульдозеры используются для зачистки угольных пластов и подготовки трассы для укладки ж/д путей.
На разрезе работают два поливочных БелАЗа. В летний период они борются с пылью — поливают дороги водой в сухую погоду.
Перед добычей угля плодородный слой почвы снимают и размещают на складах. Потом эту почву возвращают в выработанное пространство и на восстановленных землях производят посадки деревьев.
За время работы Бородинского разреза здесь неоднократно находили фрагменты костей мамонтов, которые хранятся в местном музее.
Еще 1200 человек работают в сервисных предприятиях разреза — погрузочно-транспортном управлении (ПТУ) и на ремонтно-механическом заводе (РМЗ). Они обеспечивают бесперебойную работу горной техники и транспортировку угля из траншей до станции примыкания РЖД.
Бородинское ПТУ содержит 121 км ж/д путей и более 2500 собственных вагонов для бесперебойной доставки угля потребителям.
Бородинский РМЗ занимается поддержанием горнодобывающего и горнотранспортного оборудования в работоспособном состоянии.
Предприятие имеет практически все виды производства — от литейного цеха до участка лазерной обработки металлов.
Специалисты БРМЗ за время его существования отремонтировали уже более 500 тепловозов.