10.11.2015 23:32

Театр на Таганке показал спектакль “Натан Мудрый”

Текст и фото: Сергей Чалый

Второй день очередной сессии проекта “Репетиции ” в Театре на Таганке ознаменовался показом эскиза спектакля “Натан Мудрый” по одноименной пьесе Готхольда Лессинга. Режиссер Вера Попова, оставив неизменными реплики персонажей, перенесла действие пьесы из Иерусалима XII века в наши дни. Сцена напоминает лагерь боевиков, рыцарь-храмовник стал похож на пленного десантника, камуфляж и современное оружие сделали султана Саладина неотличимым от одного из полевых командиров, а спасенная дочь Натана – вылитый тинейджер, да и сам Натан, которого одновременно играют два актера, не похож на представителя эпохи Крестовых походов. Актеры произносят классический текст, но интонации, жесты, мимика выдают в них наших современников.

Спектакль начинается со сцены, взятой из середины пьесы – Султан Саладин задает Натану неожиданный вопрос: “Какую веру, какой закон считаешь ты всех лучше?”, – имея в виду христианство, иудаизм и мусульманство. “Но лишь одна из этих трех религий быть истинною может”. Эта фраза, трижды повторенная в начале пьесы, вводит зрителя в контекст религиозных войн, не утихающих и поныне.

«Натан Мудрый»

Пара слов о сюжете. Возвратившись из поездки, богатый еврей Натан по прозвищу Мудрый узнает, что в его доме был пожар и его дочь Рэху спас из огня молодой рыцарь-храмовник, попавший в плен в одном из Крестовых походов, но помилованный и освобожденный султаном Саладином из-за внешнего сходства с его пропавшим братом. Натан искренне желает отблагодарить рыцаря, но тот отвергает все его попытки, ибо спасал девушку не ради награды.

Далее следует почти детективная история, по ходу которой Натан полностью оправдывает свое прозвище, главные герои проявляют свои лучшие качества и выясняется, что Рэха, воспитанная Натаном в иудаизме – приемная дочь, отданная Натану в младенчестве, рождена христианкой. Молодой тамплиер оказывается сыном старого друга Натана, братом Рэхи и племянником Саладина. В одной семье соединились три религии. Как в индийском кино – в конце все главные герои оказались родственниками. Хэппи енд и всеобщие объятия. А на вопрос султана Натан ответил притчей об отце, который, умирая подарил своим трем любимым сыновьям три кольца – семейную реликвию и две копии, столь искусных, что и сам не мог отличить их от оригинала.

Яркое, динамичное, местами смешное и откровенно ироничное действие поднимает очень серьезную и актуальную проблему религиозной талерантности, утверждает мысль, что о человеке следует судить по делам его, а не по религиозной принадлежности.

Режиссер – Вера Попова

Художник – Алексей Лобанов

В ролях: Тимур Бадалбейли, Елизавета Высоцкая,Александр Марголин, Константин Любимов, Юлия Стожарова, Марина Антонова, Юрий Межевич, Сергей Ушаков, Алексей Граббе

«Натан Мудрый»

«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»«Натан Мудрый»
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: спектакль, Театр на Таганке.

Другие публикации