8 ноября в Театре на Таганке прошел заключительный показ в рамках второй сессии проекта “Репетиции”. Вячеслав Тыщук представил спектакль “Петербург” по роману одного из самых ярких символистов Серебряного века Андрея Белого. Роман “Петербург”, который критики считают вершиной творчества А. Белого, произведение мистическое. Его персонажи больше напоминают маски, чем живых людей, его пространство искажено. Сюрреализм романа наложил свой отпечаток и на театральную постановку. Николай Аполлонович, стоящий в юбочке под кварцевой лампой, агенты охранки с серпами в руках, прорывающиеся на сцену прямо сквозь бумажный задник, демонстрация, больше похожая на маскарад, полубезумный Александр Иванович с узелком, оказавшимся бомбой – все это вызывает ощущение нереальности происходящего. Аполлон Аполлонович Аблеухов – государственный чиновник высокого ранга, готовится занять пост министра. Его сын Николай Аполлонович – студент и нигилист, читающий Канта, в минуту душевного разлада дал некое обещание представителю партии, о чем впоследствии неоднократно жалел, “хотел отказаться , но духу не хватило”. Агенты охранки готовят провокацию – Липанченко занят организацией демонстрации, Морковин под видом сотрудника партии, угрожая разоблачением, заставляет Николая Аполлоновича стать исполнителем теракта против собственного отца. Николай Аполлонович, вдруг понимает, что несмотря на идейные противоречия, он любит отца и решает помешать взрыву, но ряд трагических случайностей не позволяют ему это сделать. Лишь чудом Аблеухов -старший остается жив. В то же время разоблаченный провокатор Липанченко погибает от рук изготовителя бомбы Александра Ивановича Дудкина.
По словам режиссера Вячеслава Тыщука, “тема столкновения старой и новой России, тема столкновения революции и реакции неизменно становится актуальной в нашей стране в начале каждого века и требует осмысления”. На фоне последних событий, мне кажется важной мысль о неприятии террора, о невозможности использования террора в качестве средства политической борьбы, обо будучи однажды разбужен, террор становится слепой, безжалостной, ненасытной силой, требующей все новых и новых жертв, силой, равнодушной к желаниям, намерениям, надеждам людей, силой, перемалывающей в итоге и чужих, и своих, убивающей не только тела, но и души всех сопричастных.
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: Санкт-Петербург, Театр на Таганке.Режиссер – Вячеслав Тыщук
Инсценировка – Вячеслав Тыщук
Художник – Екатерина Галактионова
Исполнители:
Сергей Трифонов, Никита Лучихин, Елена Манышева, Виктор Семенов, Сергей Цимбаленко, Александра Басова, Алексей Зуев, Анастасия Захарова, Александр Резалин