Могучие старики, которых в 1960-е годы околдовал бит и рок-н-ролл, отмечают 50-летие своей команды со студенческим названием «Интеграл». На право называться первопроходцами могли бы также претендовать «Сокол», «Скифы» или «Скоморохи», но у Бари Алибасова и его соратников есть убойный козырь: «Интеграл» был единственной широко гастролирующей профессиональной рок-группой, аттестованной Министерством культуры. Не вокально-инструментальным ансамблем, а именно – рок-группой. А главное – они делали зрелище, чумовое рок-зрелище.
Интеграл – аналог суммы бесконечно большого количества бесконечно малых слагаемых. В простейшем случае имеется в виду разбиение области интегрирования, являющейся отрезком, на бесконечно малые отрезки, и сумма произведений значения функции аргумента, принадлежащего каждому отрезку, и длины соответствующего бесконечно малого отрезка области интегрирования, в пределе, при бесконечно мелком разбиении.
На мой взгляд, это чёрт знает что, в чём не разберешься без бутылки и красного диплома. В 1965 году тоже возникали возражения против названия «Интеграл», но как Алибасов решил – так и стало. Вероятно, на выборе сказалась мода (в хорошем смысле слова) городской молодёжи на получение высшего образования. Ещё в пубертатном возрасте вместе со своим школьным другом Михаилом Араповым он создал джаз-ансамбль, который в 1965 году возродился как джаз-квинтет в славном городе Усть-Каменогорске, где оба трудились рабочими сцены в местном Дворце культуры. Первые заработанные музыкой деньги интеграловцы получили, играя на танцах и новогодних праздниках, причём делали это настолько качественно, что не всем зрителям удавалось попасть на концерты в нерезиновый ДК.
Неудивительно, что вскоре «Интеграл» был приглашён аккомпанировать в спектаклях Областного театра драмы, затем начались гастроли по Казахстану и позднее, как вершина официального признания, – аттестация Министерством культуры СССР. Первоначально в репертуаре были рок-н-роллы Чака Берри, Рея Чарлза, Литтл Ричарда и твисты, а первой родной песней группы стал «Весенний дождь».
Главное, что отмечали все свидетели выступлений «Интеграла» в разные годы – это небывалое для пуританской советской эстрады шоу, необычайную энергетику и драйв. В то время, когда худсоветы следили не только за репертуаром советских музыкантов, но и за внешним видом, причёсками, манерой держаться на сцене, интеграловцы выскакивали как черти в немыслимых блестящих костюмах или полуобнажённые, разбрасывали микрофонные стойки, слепили импульсами стробоскопа. И вдруг экспрессия сменялась меланхоличной песней, жёсткие ритмы – симфонической музыкой. Алибасов разрушил стену между музыкантами и публикой, которая начинала танцевать и подпевать. Кутюрье Вячеслав Зайцев, побывав на концерте, был настолько впечатлён этим инопланетным зрелищем, что в течение недели сутками работал над эскизами костюмов для музыкантов.
За всё время существования коллектива с 1965 по 1989 год через неё прошло множество музыкантов, привносивших в музыкальную копилку что-то своё. Разность интересов лишь расширяла репертуарный диапазон группы, причём с самого начала интеграловцы экспериментировали с музыкой, сценографией, зрелищной подачей своих концертов. Золотой фонд «Интеграла» всех времён и народов составили Бари Алибасов, Михаил Арапов, Александр Крахин, Игорь Сандлер, Юрий Лоза, Михаил Лазарев, Альберт Гумаров, Сергей Перегуда, Владимир Козак, Игорь Луцив. В последнем составе выступали ставшие известными по разным музыкальным проектам Евгений Белоусов, Сергей Челобанов, Марина Хлебникова. Но работа в «Интеграле» – не пикник на пляже, по окончании репетиций все валились с ног, кроме неутомимого лидера группы. Всё было подчинено созданию профессионального шоу, наверное, поэтому Алибасов недолюбливал девушек-вокалисток, они вносили раздор в мужскую команду.
Люди, прошедшие школу «Интеграла», начинали искать свой путь в музыке не только как исполнители, но и менеджеры, продюсеры. Группа давала за год 600-800 концертов в разных городах Союза и приходилось решать вопросы не только логистики, но и разрешения выступать. Не забывайте о том, что репертуары всех исполнителей жёстко контролировались худсоветами и без одобрения текстов песен группу на сцену не допустили бы. Приходилось к тому, что хочется спеть, добавлять и то, что спеть требовали – например, что-нибудь антивоенное против американской агрессии во Вьетнаме. Группа за всю историю записала только один альбом, но в послужном списке коллектива запись музыки для ставшего культовым кинофильма Юлия Гусмана «Не бойся, я с тобой» и съёмка в кинопостановке рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
Ещё одна проблема – отсутствие профессиональных инструментов, сценической аппаратуры, колонок, микшеров, которые порой приходилось изготавливать своими руками или привозить контрабандой из-за границы. Однажды Бари Алибасов попался на краже динамиков, за что чуть не схлопотал реальный уголовный срок. Самодельное оборудование могло преподнести сюрприз и ударить током, что однажды случилось с Юрием Лозой, которому, к счастью, коллеги успели вовремя оказать помощь. На концертах применялись разнообразные световые эффекты, стробоскопы, дым (который с риском для здоровья получали из сухого льда). В итоге всех инженерных ухищрений гастрольное оборудование «Интеграла» со временем стало занимать два трейлера, а в 1980 году спасло от провала легендарный первый Всесоюзный рок-фестиваль «Весенние ритмы. Тбилиси-80», среди участников которого играли «Аквариум» и «Машина времени». Алибасов проявил солидарность с коллегами и предоставил для выступлений свою аппаратуру.
Состав «Интеграла» 1985-1989-х годов считают самым виртуозным, но музыкальные потребности зрителей стали меняться в сторону фонограммного диско и протестного рока, филармонии, обеспечивавшие прежде гастрольную деятельность, обнищали. Немало нервов и времени было потрачено и на постоянное бодание с властями под угрозой расформирования группы. В итоге прежде авангардный «Интеграл» пришёл в упадок, а Бари Алибасов занялся продюсированием нового коллектива «НА-НА».
«Интеграл» остался легендой, о которой с удовольствием вспоминали Бари Алибасов, Геннадий Хазанов, Юрий Маликов, Игорь Сандлер, Полад Бюль-Бюль Оглы, Пётр Подгородецкий, Борис Грачевский, Алексей Козлов, Юрий Лоза, собравшиеся на ностальгический вечер 17 ноября в Продюсерском центре Игоря Сандлера в Потаповском переулке.
Бари Алибасов
Геннадий Хазанов
НА-НА
Полад Бюль-Бюль Оглы
Юрий Лоза
Алексей Козлов
Игорь Сандлер
Юрий Маликов
Борис Грачевский
Пётр Подгородецкий
Рубрика: Разное. Метка: русский рок.