Казахские дороги сумели и разочаровать, и порадовать, и удивить, и рассмешить…
Здесь можно встретить и участки, ни разу не ремонтированные со времен СССР, и грунтовки, и отличные современные автобаны. Но при этом все идет к последнему варианту. Казахи молодцы, за дороги они взялись основательно и результат впечатляет.
А еще их дороги до невозможности колоритны: здесь можно встретить все, что угодно. И заправку а-ля 60-е, и повозку, запряженную тремя ослами, и БТР, и даже … приземляющийся самолет.
Первое знакомство с казахскими дорогами выглядело вот так.
Ну все, подумал я, вот это у них задница с дорогами. А ведь за последующие четыре дня нам предстояло проехать более 2 тысяч километров… Увиденное через стекло Landrover совершенно не радовало: грунтовка с жирной грязью и щебнем, плотный трафик по ней и масса дорожной техники на определенных участках.
Но оказалось, что это временная дорога-грейдер, построенная параллельно с гигантской стройкой современного бетонного автобана “Западная Европа – Западный Китай”.
Эта дорожная стройка поистине масштабна – по временной дороге-грейдеру мы проехали более 100 километров. Началась она вскоре за Алматы и закончилась аж в Панфиловском районе чуть ли не на границе с Китаем.
Многие участки уже построены, некоторые как раз в процессе заливки бетона. Протяженность автобана составит 8445 километров, из которых 2787 по территории Казахстана. Автобан должен соединить Санкт-Петербург и Ланьюнган на Желтом море.
Вот как выглядит современный автобан на срезе. Сначала грунтовая подушка, на которую заливается цельный слой бетона. В нем делают специальные разрезы, в которые вставляются резиновые термошвы, которые как амортизаторы призваны предотвращать разрешения дороги в жару и сильные морозы.
Вот так выглядят уже готовые участки автобана от Алматы до Тараза и Шымкента.
На небольшом участке автобан проходит вдоль самой границы Казахстана и Кыргызстан.
Пограничные вышки стоят в каких-то сотнях метрах от трассы.
Один раз я даже увидел пограничные столбы.
Кстати, в этих местах мы даже несколько раз встретили колонны военной техники. Оно и понятно, граница рядом.
Встречали мы военную технику и на других трассах, тоже на границе. Только на этот раз с Китаем.
За исключением совсем неважных временных дорог вдоль строящегося автобана, остальные дороги на юге Казахстана очень даже неплохие. При этом еще и очень красивые.
Несмотря на то, что на календаре 2015 год, наследие СССР очень хорошо видно на местных дорогах. Глядя на такие бетонные стелы “Добро пожаловать”, мне хочется начать коллекционировать фотографии с ними.
Кстати, один из участков трассы Алматы-Хоргос прямо посреди степи внезапно очень сильно расширяется, и следующие километров 5 ты едешь как будто по асфальтному полю. Удивленные мы спросили у гида, почему здесь такой странный участок дороги, на что она ответила следующее: его построили таким специально для того, чтобы в случае необходимости здесь имел возможность приземлиться даже самый крупный в мире самолет.
Я так и представил, как едем мы по трассе, и вдруг в небе появляется идущий на посадку Airbus A380…
Есть в Казахстане, конечно, и не асфальтные дороги. Их тоже не мало, в основном в степи и соединяют они небольшие населенные пункты. Кстати, к Чарынским каньонам, о которых я совсем недавно рассказывал, с трассы ведет как раз грунтовая дорога.
Одной из особенностей казахских дорог является их прямолинейность. Оно и понятно – степи облегчают задачу строителям, которым нет необходимости обходить сложности рельефа.
Дорогие, которые видно на много километров, всегда особенно красивы.
В горной части Казахстана с дорогами тоже полный порядок. Иногда, правда, встречаются участки с требующим ремонта дорожным покрытием, но это скорее исключение, чем правило.
На казахских дорогах совсем не бывает скучно. Увидеть здесь можно все что угодно. Например, внезапно прискакавшего из степи всадника, который двигается по обочине дороги, словно привычный в средней полосе России велосипедист.
Иногда, двигаясь по дороге, приходится в прямом смысле прорываться через стадо коров или овец.
Здесь вообще стоит быть особенно внимательным за рулем. Ведь даже на совершенно ровном и просматриваемом участке прямо посреди дороги может внезапно повстречаться коза или баран.
Встречаются даже специальные знаки, предупреждающие об участках массового перегона скота через трассу.
Вдоль дорог в Казахстане часто встречаются различные фигуры животных и птиц, живущих в этих краях.
Иногда они выглядят очень комично, как, например, этот фиолетовый орел, которого наш водитель назвал попугаем.
И снова наследие СССР. Древний трактор на постаменте около дороги.
Но самые винтажные здесь – остановки! Каждая из них уникальная и неповторима.
Часто на них встречается лепнина и бетонные картины.
В отличие от, в общем-то, неплохих дорог, дорожная инфраструктура сильно отстает.
Кафе, торговые лавки и мотели глубоко застряли в совке.
Обратил внимание, что вдоль трассы очень много заброшенных кафе или помещений с табличкой “Продается”. Видимо, не очень идет в Казахстане придорожный бизнес.
Много и заброшенных заправок. Я поинтересовался причиной этого странного явления, ведь АЗС всегда нужны на трассе. Мне ответили, что это еще старые заправки, оставшиеся со времен СССР, их топливные емкости и оборудование не соответствует современным требования. Замена всего этого дела многим владельцам не по карману, покупателей они долго найти не могут, вот и стоят заправки в ожидании лучшей доли.
Хозяева пытаются сохранить топливные колонки как могут.
На трассах хватает в той или иной степени современных заправок, но все еще встречаются и вот такие раритеты.
Дорожной полиции довольно много, ловят на радары с камерами, на обгон на сплошной или просто проверяют документы (хотя формально не имеют права). Нас за 4 дня останавливали несколько раз, но отпускали довольно быстро… Все решается быстро и недорого.
Несколько раз замечал людей, собирающих мусор вдоль дорог. И обочины действительно чистые. Видно, что это работа поставлена хорошо.
Повсюду на дорогах очень много людей, которые ловят попутки. Видимо, с общественным междугородним транспортом в Казахстане все довольно плохо.
В конце пару слов о культуре вождения. В Казахстане хватает джигитов, которые не очень чтят правила, поэтому на дороге стоит быть все время внимательными. Даже на двухполосной дороге с разделителем можно встретить машину, которая будет ехать тебе навстречу потому, что ей нужно на примыкающую дорогу, а объезжать до разворота далеко.
Довольно часто можно увидеть разрывы в разделительном отбойнике – аварийность на трассах Казахстана довольно высокая.
Некоторые джигиты любят не только ездить вне правил, но и выделяться из толпы. Например, отсутствием номеров на машине. Не раз встречали такие машины, как правило, довольно дорогие. И очень неприятно ведущие себя на дороге.
В общем, казахские дороги оставили довольно неплохие впечатления. Особенно учитывая начало)
Рубрика: Разное. Метка: Казахстан.