На самом востоке Москвы в районе Некрасовки завод, производивший с весны этого года гипохлорит натрия (это вещество для очистки воды), стал выпускать жидкий антигололёдный реагент, закрывая всю потребность столицы в этом виде обработки дорог. Теперь не потребуется привозить вещество из других регионов и тратиться на него лишний раз. Завод уже готов, продукция уже выливается на дороги, а мы отправляемся на экскурсию!
Это место находится на Второй Вольской улице глубоко в промзоне. Территория завода не очень велика, но все потребности обеспечивает и даже имеет запас на случай увеличения заказов уже в этом году.
Для начала пройдёмся по первому, главному и более сложному производству. Речь пойдёт о том самом гипохлорите натрия (NaClO, как меня учили писать в школе; NaOCl, как пишет википедия). Натрий-хлор-кислород. Это вещество используется сегодня в Москве для очистки воды на всех станциях водоподготовки, заменяя старый обычный хлор.
Мы начинаем наше движение с процесса очистки раствора. Здесь будущее вещество готовится к электролизу. Вычищаются все примеси, вещества дозируются, отстаиваются, фильтруются.
Не удивляйтесь, но в кадре будет очень мало людей. Вся работа проходит в круглосуточном режиме и практически полностью в автоматическом режиме. Людей постоянно можно заметить разве что в процессе заливки в специальные цистерны для перевозки.
Завод сегодня – открытые чистые пространства, чёткие и яркие элементы системы и многочисленные указатели.
Ёмкость разбавленного рассола. При знании химии здесь можно было бы пройтись по всей территории, увидеть подписи на каждом устройстве и изучить всё. И что приятно – никаких ограничений на фотографирование здесь нет. Нечего скрывать, но есть чем гордиться.
Ни одного человека, а система работает.
Только таблички сообщают о наличии здесь рабочей силы.
Мембранный насос питательный.
После всех этапов очистки фильтрованный рассол собирается в большие ёмкости.
Предупреждение. кстати, в таких местах каждый посетитель не просто носил каску на голове, но и имел при себе сумку с противогазом. Так положено.
Сейчас мы сразу заглянули на склад готовой продукции. Гипохлорит хранится в 12 больших ёмкостях объёмом по 50 кубов каждая.
Соответствующие указатели на трубах.
Минутка информации. Вся система имеет разные цветовые обозначения.
Не удивительно, что все трубы имеют много разных цветов в определённых местах. Ярко и чётко видно даже издалека.
Вернёмся к процессу хранения и транспортировки.
Из этих емкостей по трубам готовое вещество продолжает свой путь.
Проходим мимо склада.
И попадаем в зону транспортировки вещества в пункты назначения. Если вы увидите на дороге вот такую аварийную машину Московодоканала с ярко-жёлтой бочкой и надписью “едкое вещество”, вы уже будете знать какое вещество внутри.
Процесс заливки – дело опасное и требует повышенного внимания. Одновременно можно заливать две машины.
Управление погрузочным рукавом.
А вот и он сам.
Процесс нехитрый.
Продолжаем наш путь. Впереди участок электролиза.
Соблюдаем осторожность.
Здесь через сосуды и многочисленные системы проходит реакция натрия и хлора.
Кроме получения основного вещества, здесь также будет синтезироваться до трёх тысяч тонн особо чистой соляной кислоты.
Она необходима для собственных нужд обеспечения работоспособности электролизного оборудования.
Обратите внимание на количество наклеек.
Чтобы не создавалось впечатление пустоты производства и отсутствия контроля, заглянем в диспетчерскую. Сами экраны с информацией я фотографировать не стал. Всё равно не очень понимаю всякие показания.
На экранах видны все уголки завода как снаружи, так и изнутри.
Большой брат следит за всем заводом. На сегодня это производство покрывает все потребности столицы в реагенте, а это 22,5 тысячи тонн в год.
А теперь о том, что нам максимально важно и интересно. Зима близко! машины с жидким реагентом уже получают вещество.
Речь пойдёт о реагенте, известном под аббревиатурой ХКМ-БС. Ранее он привозился в Москву из других регионов, а теперь производится здесь. основная выгода создания производства заключается как раз в логистике. Начинается всё с соли из Баскунчака.
Она засыпается в бассейны и смешивается с водой в концентрации 250 грамм на литр.
Другая часть будущего реагента – хлористый кальций. Он привозится в цистернах объёмом 20 кубометров.
Как и соляная масса, он попадает в специальный трубопровод.
Трубопровод приводит вещества в ёмкости, где хранится как по отдельности, так и далее в системе в смешанном виде. А на фото три емкости, в которых хранится готовый продукт.
Он поступает сюда благодаря специальным насосам.
На сегодняшний день завод может выпускать 180 тысяч тонн готового жидкого реагента в год. Потребность столицы в нём около 125 тысяч в год. Производство реагента только началось и желание развивать производство есть. Возможности и место тоже.
Вот такие машины приезжают за готовым веществом.
Одновременно на заливке вещества могут стоять 4 машины, которые будут полностью готовы отправиться на дороги города через 15 минут.
Под конец мы заглянули в лабораторию.
Но здесь нам с вами мало чего получится понять.
Рубрика: Разное. Метка: завод.