В сталинском СССР вовсе не возбранялось изображать на холсте летающих горожан, загадочные геометрические фигуры и прочие фантазии, пришедшие на ум художникам. Но заслужить благосклонность государства (материальную помощь, мастерские, выставочные залы) могли лишь те, кто работал в эстетике социалистического реализма – направления в искусстве, придуманного Максимом Горьким и отображающего только позитивные сюжеты из жизни граждан Страны Советов. Выполняя партийный заказ, некоторые художники создали столь совершенные произведения, что эти работы пережили не только авторов, но и саму партию, и страну.
Лучшие мастера соцреализма были приглашены для оформления павильонов главной выставки страны – Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, открывшейся на северной окраине Москвы в 1939 году. После войны выставка возродилась в ещё более пафосном наряде: вновь выстроенные павильоны украсили скульптуры и живописные полотна, фрески и майолика, резьба по дереву и лепные украшения. В этой ответственной работе приняли участие Александр Дейнека,Александр Герасимов, Александр Самохвалов, Георгий Мотовилов, Евгений Вучетич, Аркадий Пластов, Дмитрий Налбандян, Владимир Фаворский и ещё многие мастера из разных республик Советского Союза.
Посетителей ВСХВ (позднее переименованной в ВДНХ) встречали изображения стахановцев и передовиков производства, знатных доярок и заслуженных шахтёров, оптимистичные сюжеты, прославляющие труд рабочих и колхозников. Эти произведения искусства воплощали главный принцип соцреализма – «чтобы весь народ, как в зеркале, увидел, чего он достиг и чего он может и должен добиться завтра». Сейчас такой подход кажется наивным, но несколько десятилетий тому назад это было основой идеологии.
Увы, подчинение сиюминутным идеологическим задачам как возвысило эти произведения, так и погубило. Сейчас от наследия ВСХВ осталось примерно 80%: некоторые скульптуры и картины были демонтированы после развенчания культа личности Сталина, некоторые исчезли после перепрофилирования выставки от республиканского к отраслевому принципу. Да и в постсоветские годы остатки былой роскоши ВСХВ воспринимались как пережиток ушедшей эпохи.
В наши дни исторический выставочный ансамбль ВДНХ признан памятником архитектуры, начато его масштабное изучение. Выставка в Центральном павильоне «Художники ВДНХ» стала одним из звеньев в этой работе. Среди экспонатов как работы и эскизы работ, созданные непосредственно для ВДНХ, так и произведения, характерные для стиля того или иного художника и при этом вписывающиеся в общий визуальный образ ансамбля. «Стиль ВДНХ создавался на протяжении десятилетий совокупными усилиями многочисленной группы мастеров, перед которыми стояла глобальная задача — создать обобщенный, парадный образ Страны Советов. Задачей нынешней выставки стала не попытка восхвалить образ СССР, но показать тот монументальный труд, который создали художники, скульпторы и архитекторы ВДНХ», — подчеркнула на открытии экспозиции Генеральный директор Главной выставки страны Екатерина Проничева.
Утраченные произведения, в частности, те, что некогда украшали Главный павильон, а также работы, сохранившиеся на территории ВДНХ, представлены в мультимедийном формате. В рамках экспозиции запланированы показы кинохроник и кинолент с образами ВДНХ прошлых лет, а также проведение ряда конференций и круглых столов. Формат медиатеки позволит посетителям вносить информацию о произведениях, художниках, оформлении павильонов. Для детей предусмотрены занимательные задания, позволяющие познакомиться с визуальным материалом ВДНХ в особой, игровой форме. Таким образом, выставка будет вовлекать зрителя в открытое интерактивное исследование о художниках ВДНХ.
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: выставка, ВДНХ, художник.Место: ВДНХ, павильон № 1 «Центральный».
Время: с 10 декабря 2015 года по 13 марта 2016 года, ежедневно с 11:00 до 22:00, кроме понедельника.
Стоимость: полный билет — 250 рублей, льготный билет для школьников, студентов, пенсионеров — 100 рублей, дети до 6 лет — бесплатно.
Организатор: ОАО «ВДНХ»