В начале декабря стеклодув и владелец мастерской «Стеклоу» — Егор Комаровский, пригласил всех неравнодушных и интересующихся на свой мастер-класс. Мастерская располагается на цокольном этаже Дома Скульпторов Союза Художников по адресу: Санкт-Петербург, Заневский проспект 26, корпус 2. Егор рассказал, что художественное стеклодувное ремесло сейчас в России не так популярно и распространено как в странах Европы. Он освоил ремесло самостоятельно, изучая литературу на английском языке и смотря видеоуроки зарубежных мастеров, теперь он открыт к сотрудничеству, готов учить и удивлять.
Все печи, а их четыре, Егор в мастерской собрал самостоятельно. По центру фотографии можно увидеть индукционную тигельную печь. Своё название она получила от Тигеля – ёмкости для нагрева, высушивания, сжигания, обжига или плавления различных материалов, в данном случае в нём находилось распаленное стекло.
В России на рынке представлено около 8-ми цветов стекла, на рынках Америки – 120, разница в количестве весьма ощутима. Примеры стёкол и их цветов.
Начнём процесс изготовления вазы, нагреем выдувальную трубку. Это полая металлическая палка длинной 1 — 1,5 м с мундштуком на конце. Нам продемонстрировали технику свободного выдувания, она заключается в свободном формовании изделия. Стеклянные предметы, выполненные путём свободного выдувания, называют также гутным стеклом (от немецкого hutte — гута, стеклодувная мастерская).
Зачерпнём из тигельной печи расплавленного стекла и начнём его выдувать через трубку.
В процессе остывания мастер раскатывает остывающее стекло, подправляя его форму.
Добавим ещё стекла из печи.
Стеклянный шар становится всё больше и больше.
Последовательность на начальной стадии проста: макаешь, крутишь и формируешь, нагреваешь, дуешь…
Помимо свободного выдувания возможно применение других техник:Ручное выдувание в формы позволяет создавать изделия, схожие одно с другим. Например, лабораторные колбы. Стеклодув набирает на кончик стеклодувной трубки расплавленное стекло, выдувает пузырь и начинает формовать его, постоянно вращая трубочку и формует стекло в деревянных или металлических формах.
Прессовыдувание. Будущее изделие сначала формуют в пресс-форме, а затем в горячем виде — воздухом. Изделия получаются более толстостенными, менее прозрачными. Но этот способ позволяет создать на них рельефные украшения.
Для нагрева у Егора используется печь – «кукушка». Она нагрета до рабочих температур от +1100 до +1200 °C. Створки данной печи открываются при необходимости, позволяя помещать изделие в печь, вращать его в ней, помещать изделие частично и без соприкосновения со стенками.
Сила тяжести помогает придать форму стеклу.
Ещё немного времени и шар превращается в каплю.
Стекло нагревается, во время нагрева трубка постоянно вращается.
Возьмём стеклянные пластинки из нескольких цветов объединённых в один элемент, прикрепим его поверх изделия и нагреем.
После нагрева пластинка постепенно сгибается и оборачивается, при раскатывании образуя необходимую для нас форму.
Формируем изделие.
Вновь раскатываем.
И нагреваем заготовку.
На каждом этапе работ необходим постоянный контроль качества и размеров. Когда работа выполняется по составленному проекту, то изначально изготавливается первый вариант, который разбивается для точных замеров толщин стенок, после внесения корректировок и поправок изготавливается окончательный вариант изделия.
Опять нагреваем и понемногу выдуваем.
После выдувания раскатываем, придавая необходимую форму.
Создаём декоративный рисунок, обратите внимание на готовом изделии на него.
Формируем идеальную форму, постепенно вращая и охлаждая изделие. Охлаждение выполняется с применением мокрой газеты.
При остывании изменяется цвет заготовки.
Добавим объёма, выдуем ещё немного…
Добавим прозрачного стекла поверх цветного. Новый слой будет третьим, его получим из тигельной печи.
Постепенно нагревая и выдувая получаем довольно крупную фигуру будущей вазы.
Проверяем качество.
Формуем дно и закрепляем изделие за него.
Создаём форму горлышка вазы.
Последние шаги…
Итак, изделие сформировано. Дальше – отжиг. Отправляем изделие в печь остужаться в “опечек”. Длительность процесса остужения около 10 часов.
Отжигом называют нагревание до 530–580°С с последующим медленным охлаждением. При быстром и неравномерном охлаждении после формования в стекле возникают остаточные напряжения, которые со временем приведут к тому, что изделие разрушится само собой, без видимых причин. Отжиг позволяет уменьшить эти остаточные напряжения и сделать стекло долговечным.
После окончания отжига ваза шлифуется и её можно будет использовать по прямому назначению.Печь для отжига в мастерской электрическая и при отключении электроэнергии и быстром охлаждении стекла оно становится хрупким и недолговечным.
В мастерской много различных изделий из стекла, все они изготовлены вручную.
Если Вам захотелось сотворить что-нибудь самим, к примеру шарик на ёлку, стаканчик или вазу, или наоборот, хотите научиться работать со стеклом, то Егор Комаровский с удовольствием проводит индивидуальные занятия, экскурсии, мастер-классы для различных возрастных групп.
Все подробности и контакты в группе стеклодувная мастерская «СТЕКЛОУ»
Рубрика: Разное. Метки: мастерская, мастер-класс, стекло.