20.01.2016 16:58

Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Текст и фото: Слава Степанов

«Авиастар-СП» — крупнейший авиастроительный завод России, входящий в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Предприятие базируется в Ульяновске и производит тяжёлые транспортные самолёты Ил-76МД-90А и пассажирские Ту-204. Раньше здесь выпускались самые большие в мире грузовые самолёты Ан-124 «Руслан». Сейчас завод занимается их сервисным обслуживанием. Кроме того, «Авиастар-СП» участвует в производстве нового магистрального самолёта МС-21 и Sukhoi Superjet 100.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Авиастроительный комплекс в Ульяновске был создан в 1976 году. Это самый молодой авиазавод России.

Производственные корпуса предприятия занимают сотни гектаров, а с учётом территории аэродромного комплекса — более 1000. Это равняется площади Васильевского острова в Санкт-Петербурге.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Главное административное здание «Авиастара» — пожалуй, самое необычное строение советской архитектуры Ульяновска. Монтаж декоративной капсулы на верхушке производили в 1987 году с помощью вертолёта Ми-10. Эта решётчатая конструкция позволила увеличить общую высоту здания до 100 метров.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

«Авиастар» — это завод полного цикла, начиная от литья металла и заканчивая передачей готового самолёта заказчику.

Производство состоит из нескольких этапов. После необходимой обработки компоненты попадают в цех агрегатно-сборочного производства, где собираются крылья, оперение, отсеки фюзеляжа.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

На предприятии работают около 10 000 человек.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Почти треть персонала — молодёжь до 35 лет.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Производство обеспечивают более 400 единиц оборудования.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Автоматизированный центральный комплектовочный склад, где хранятся готовые детали для самолётов.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Работы у «Авиастара» хватает. Некоторые сборочные цеха работают в две смены, при необходимости люди выходят сверхурочно.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Хвостовое оперение.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Автоматическая клёпка.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Сборка фонаря кабины штурмана.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Основную загрузку заводу даёт серийное производство самолёта Ил-76МД-90А. В 2015 году «Авиастар» передал в эксплуатацию два Ил-76. Третий борт завершает лётные испытания.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Всего в производстве «Авиастара» в разной степени готовности находятся порядка десяти самолётов семейства Ил.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

В семействе Илов, которые производит «Авиастар», есть и другая перспективная модификация — это топливозаправщик Ил-78М-90А. Сегодня завершается стыковка крыла. В 2016 году завод планирует завершить производство первого российского самолёта-топливозаправщика.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Постоянно ведётся контроль качества сборки.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Цех окончательной сборки.

Площади цеха позволяют одновременно осуществлять сборку как минимум 8 узкофюзеляжных и 3 широкофюзеляжных судов.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Длина цеха — 500 метров, ширина — 100.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Высота цеха — 36 метров, это как 12-этажный дом.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

С 1990 года на «Авиастаре» производят самолет Ту-204 различных модификаций. Тогда он был разработан для замены пассажирского самолёта Ту-154.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Ту-204-300 — первый российский самолёт, способный на длительные перелёты без дозаправки. К примеру, авиакомпания «Владивотоск-Авиа» совершала перелёт Москва–Владивосток за 9 часов без пересадок.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Самолёты Ту-204-300 оснащены экономичными двигателями ПС-90А, отвечающими всем требованиям по уровню шума.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Наладка систем управления самолётом.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Монтаж трубопроводов систем самолёта.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Прокладка электропроводки.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Работы с носовым обтекателем.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Монтаж полки для ручной клади.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Сегодня, кроме обеспечения общегражданских целей, Ту-204 используется специальным лётным отрядом «Россия» для управления делами Президента.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Ан-124 «Руслан» — тяжёлый транспортный самолёт. Это самый большой в мире серийный самолёт. Уникальные характеристики воздушного судна позволяют делать то, что недоступно другим воздушным судам.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Первоначально серийное производство Ан-124 планировалось организовать в Киеве, но в начале 80-х только что заработавший Ульяновский авиазавод решили подключить к строительству «Русланов». Всего предприятие изготовило 36 самолётов этого типа.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

В настоящее время завод не строит Ан-124, однако продолжает проводить его глубокую модернизацию. Предприятие также занимается поддержанием лётной годности «Русланов» для госзаказчика и авиакомпании «Волга-Днепр».
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Кабина пилотов Ан-124.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Также «Авиастар» совместно с Иркутским авиационным заводом участвует в производстве нового магистрального самолёта МС-21. Завод поставляет агрегаты и отдельные узлы самолёта Иркутскому авиазаводу, где происходит сборка.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

В 2016 году лётный образец МС-21 уже должен подняться в небо.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

После окончательной сборки готовые самолёты Ил-76 и Ту-204 транспортируют на лётно-испытательную станцию (ЛИС), которая расположена на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» в 12 км от завода. Так как скорость буксировки составляет 20 км/ч, то этот процесс может занимать до двух часов.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Комплекс наземных работ и лётно-технических испытаний самолёта длится 4-5 недель.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Тяжёлый транспортный самолёт Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя Ил-76МД, который производился в Республике Узбекистан на Ташкентском авиационном предприятии.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Самолёт предназначен для межрегиональной перевозки войск, тяжёлой крупногабаритной техники, а также десантирования личного состава и грузов. Также самолёт может использоваться для перевозки больных и раненых и тушения пожаров.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Из нового — установили современные двигатели, системы управления самолётом, модернизированное крыло и усиленное шасси. Максимальная коммерческая нагрузка увеличена до 60 тонн, а максимальный взлётный вес самолёта доведён до 210 тонн.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Грузовая кабина имеет рампу, которая при погрузке и выгрузке может устанавливаться в горизонтальное или любое другое необходимое положение.

Для перевозки людей в грузовой кабине самолета имеются бортовые сидения и устанавливаются съёмные центральные сидения. В однопалубном варианте обеспечивается перевозка более 100 военнослужащих, в двухпалубном — больше.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

На самолёте реализован принцип «стеклянной» кабины. В ней установлены цифровые дисплеи и 3 интеллектуальных пульта управления.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Окрасочное производство размещается в специализированном корпусе размером 96х96х36 метров, оснащенном регулируемой системой микроклимата и защиты окружающей среды. Комплекс оборудования позволяет выполнять все процессы мойки, чистки, удаления старого и нанесения нового эпоксидного или полиуретанового покрытия.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Элинги.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Лётные испытания проводятся на аэродроме Ульяновск-Восточный, имеющем взлётно-посадочную полосу длиной 5 км. Это четвёртая в мире ВПП по длине.
Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»

Благодарю ПАО «ОАК» и пресс-центр АО «Авиастар-СП» за помощь в организации фотосъемки!

Рубрика: Разное. Метки: самолеты, производство.

Другие публикации

13.12.2018 в 13:39

«Конфеты съест и забудет. Ты ей, подари часы. Полезная вещь, и… механизм… Золотые…»


Часы из драгметаллов сделал доступными для россиянина часовой завод «Ника».

10.12.2018 в 00:02

«Город на память». 252. Фабрика «Парижская коммуна»


Обувное производство разместилось в корпусах Михайловской мануфактуры на Кожевнической улице, в историческом промышленном районе.

18.11.2018 в 13:18

«Город на память». 152. Завод «Кристалл»


В начале своей истории завод производил всего три разновидности водки: «простую», «улучшенную» и «боярскую».

28.08.2018 в 12:45

Fast. First. FEST!


В конце августа мне довелось попасть с очередным пресс-туром в интересный город Кострому, что на Волге. А поводом для поездки стал визит на предприятие ФЭСТ.

09.07.2018 в 10:18

Здесь чище, чем в операционной хирурга


Инфраструктура фабрики в Зеленограде позволяет реализовывать самые амбициозные микроэлектронные проекты.

06.07.2018 в 10:45

Путь в воздухе и космосе длиной в 80 лет


От самолетов до космических спутников.

09.06.2018 в 18:40

Индастриал абракадабра


В здании бывшей мебельно-столярной фабрики «Мюръ и Мерилизъ» в Столярном переулке проходит выставка «Абракадабра».

11.05.2018 в 22:27

«День без турникетов»: в Москве есть индустриальное производство


11-12 мая в Москве прошла масштабная акция «День без турникетов», в ходе которой москвичи смогли посетить производственные площадки различных отраслей промышленности.

08.05.2018 в 10:44

«Цитадель» российского ракетостроения


«Завод №1» по производству ракет-носителей и отечественных научных спутников.

07.05.2018 в 18:28

Наши на КАМАЗе. Покатаемся?


Нашим корреспондентам очень понравилось на КАМАЗе. Их теперь не остановить.

07.05.2018 в 10:47

Наши на КАМАЗе. Часть 3


Что происходит в российском автопроме сегодня.

06.05.2018 в 16:57

Наши на КАМАЗе. Продолжение


Продолжение рассказа о поездке на автогигант.

05.05.2018 в 16:39

Наши на КАМАЗе. Путешествие «Русского Блоггера»


Репортаж с крупнейшего автозавода России.

23.04.2018 в 19:55

Откуда двигатель у самолета


Где и как собирают сердца стальных птиц.

12.10.2017 в 12:01

100-милионная шина Nokian произведена в России


На заводе Nokian Tyres, расположенном во Всеволожске, выпущена 100-миллионная шина.