27.01.2016 12:22

«Клятвенные девы» в Театре на Таганке

Текст и фото: Сергей Чалый

17 января В Театре на Таганке в рамках четвертой сессии проекта «Репетиции» на суд зрителей был представлен эскиз спектакля Юлии Ауг «Клятвенные девы» по пьесе Олега Михайлова.

В патриархальном албанском обществе до сих пор существует обычай, уходящий корнями еще в доосманский период. В семье, в результате несчастного случая, войны или кровной мести оставшейся без мужчины, одна из старших дочерей приносит клятву бурнеши и берет на себя обязанности мужчины. Клятва подразумевает обет безбрачия и целомудрия. Девушки, принесшие клятву бурнеш, получают мужское имя и одежду, коротко стригут волосы, наследуют имущество семьи, имеют право голоса на сельском сходе и могут осваивать любые мужские профессии. Но главное, они обязаны хранить традиции, заботиться об остальных членах семьи, защищать их, если понадобится, с оружием в руках.
Вот о такой семье и идет речь в спектакле. Компьютеры, мобильная связь и миниюбки добрались и до Тираны и постепенно разрушают старые устои, но не для бурнеши дяди Кеки, который строго следуя патриархальному Кануну, правит в семье железной рукой. На его попечении вдова брата Эдона, ее умственно неполноценный сын, пострадавший в результате неудачных родов, младшая сестра Теута и ее прикованная к инвалидному креслу дочь Лири. Но дядя Кека уже не молод, а наследника в семье нет. Последняя надежда на юную Розафу – сироту, только что взятую в жены племяннику Сали, которая должна родить наследника. Действие начинается сразу после свадьбы, которая не принесла радости никому, ни жениху, который сидит в подвале, ни невесте, выданной замуж против ее воли, ни гостям, которым так и не показали жениха, ни дяде Кеке, которому весь день отчаянно жали парадные сапоги.

Постепенно мы узнаем историю каждой из женщин. Беременная Эдона потеряла мужа и была изнасилована солдатами, когда по совету Кеки, муж Эдоны отправился покупать оружие. С тех пор она не произнесла ни слова. Теута по вине Кеки лишилась сына, а ее дочь стала инвалидом. Безропотно подчиняясь средневековым порядкам, обе женщины боятся и в тайне ненавидят Кеку. Кека по своему заботится о женщинах, основываясь на требованиях Кануна, а о любви там ничего не сказано. Как ни странно, самым свободным человеком в семье является прикованная к инвалидному креслу Лири, которая лишена столь многого, что уже ничего не боится. Планам дяди Кеки не суждено было сбыться – УЗИ показало, что Розафа ждет девочку. Спасая Розафу от аборта, Лири пытается помочь ей бежать, но сработавшая сигнализация приводит к трагедии – Кеки убивает Розафу. Понимая, что его посадят в тюрьму и не мысля иного выхода, дядя Кека вынуждает принести клятву бурнеши единственную девственницу в семье – племянницу Лири. “кто защитит этих женщин? Кто будет их любить? У меня это плохо получалось, может быть у тебя получится лучше.”

Жесткий, страшный спектакль о людях, которые покорно следуя бесчеловечным обычаям, делают жизнь друг друга невыносимой. По словам режиссера Юлии Ауг:”Если в мире нет любви, то жизнь становится адом”.

Спектакль «Клятвенные девы»

Спектакль «Клятвенные девы»Спектакль «Клятвенные девы»Спектакль «Клятвенные девы»Спектакль «Клятвенные девы»Спектакль «Клятвенные девы»Спектакль «Клятвенные девы»Спектакль «Клятвенные девы»Спектакль «Клятвенные девы»Спектакль «Клятвенные девы»Спектакль «Клятвенные девы»Спектакль «Клятвенные девы»Спектакль «Клятвенные девы»Спектакль «Клятвенные девы»Спектакль «Клятвенные девы»Спектакль «Клятвенные девы»Спектакль «Клятвенные девы»Спектакль «Клятвенные девы»Спектакль «Клятвенные девы»Спектакль «Клятвенные девы»Спектакль «Клятвенные девы»Спектакль «Клятвенные девы»Спектакль «Клятвенные девы»Спектакль «Клятвенные девы»Спектакль «Клятвенные девы»
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: театр, спектакль, Театр на Таганке.

Другие публикации