09.02.2016 12:50

Сергей Чехов поделился эскизом спектакля «Бесы»

Текст и фото: Сергей Чалый

В начале февраля театр на Таганке продолжил проект «Репетиции» эскизом спектакля «Бесы» по роману Достоевского. Мне бы не хотелось пересказывать содержание этого программного романа, поскольку сам по себе детективный сюжет не отражает сути духовных исканий автора, размышлений о боге, духовности, обществе и его пороках, о зарождающихся ростках нигилизма и роли либеральной интеллигенции. Роман сложный, многоплановый, многослойный, написанный по следам конкретного исторического события («Дело Нечаева») — то есть, предполагает знакомство читателя с историческим контекстом, и как всегда у Достоевского, общественно значимые тенденции показаны через глубокий анализ личности героя, мотивов его поступков.

Хочу выразить свое восхищение смелостью режиссера Сергея Чехова, рискнувшего взяться за за этот очень непростой материал. Несмотря на значительный объем произведения Достоевского, режиссеру удалось сохранить ключевые фразы романа, и хотя некоторые второстепенные сюжетные линии были опущены, после просмотра остается впечатление, что в целом, режиссер отнесся к тексту Федора Михайловича очень бережно. Отмечу оригинальность визуального решения спектакля и очень интересную работу со светом. И все же в данном эскизе лично мне не хватило психологизма. Трагедия Ставрогина, личности мощной, яркой, многогранной, потенциально многообещающей, обладающей несомненными лидерскими качествами, но в итоге так ничего и не совершившей, растратившей себя в бесплодных поисках точки приложения сил, попытках изведать в жизни все, от добродетели до мерзости, но в отсутствии внутреннего стержня, которым для самого Достоевского стала вера в Бога, и как следствие, не способной сделать выбор между добром и злом, в итоге истончившейся, потерявшей возможность совершить хоть какой-то поступок и осознающей это, в спектакле лишь обозначена, но, на мой дилетантский взгляд, не сыграна. Конечно, это всего лишь эскиз, трудно требовать от актеров за неделю репетиций глубокого проникновения в образ, и все же…

Cпектакль «Бесы»

Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»Cпектакль «Бесы»
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: репетиция, спектакль, Театр на Таганке.

Другие публикации