Тематическая экспозиция «Олдтаймер-Галереи», проходящей с 4 по 8 марта в выставочном комплексе Сокольники, посвящена автомобилям Гаража особого назначения. Гараж основан в Кремле на заре Советской власти и вот уже 95 лет назад обслуживает первых лиц государства и именитых иностранных гостей, прибывающих с визитами в нашу страну. С 1956 года торжественные выезды стали сопровождаться почётным эскортом мотоциклистов.
Предтечей Гаража особого назначения была автомобильная часть при дворе Николая II, которая к 1917 году насчитывала 46 автомобилей – юному царевичу Алексею был подарен Пежо, а сам император предпочитал Делоне Бельвиль.
В 1917 году автопарк достался большевикам и пассажирские места в автомобилях заняли Владимир Ленин, Феликс Дзержинский, Лев Троцкий и другие члены правительства. Личным шофёром Ленина стал Степан Гиль, служивший прежде в Императорском гараже. Любопытно, что один из Роллс-Ройсов был переоборудован как вездеход на полугусеничном ходу. Этот автомобиль на «Олдтаймер-Галерее» не представлен, но «Музей В.И.Ленина» в Горках привёз другие экспонаты, в частности, электроколяску, подаренную Ильичу после ранения.
Времена были неспокойные, однажды ленинский автомобиль был угнан прямо из-под стен Смольного, в другой раз обстрелян, а уже после переезда правительства в Москву бандиты реквизировали транспорт и вождь революции отправился дальше пешком. Роковые выстрелы на заводе Михельсона прозвучали, когда Ленин садился в автомобиль. В целях обеспечения безопасности лидеров советского государства решением Совета народных комиссаров от 5 января 1921 года был создан Гараж особого назначения.
В 1930-е годы ГОН располагал иномарками Форд, Паккард, но уже в конце 1940-х годов на Заводе имени Сталина был построен первый отечественный бронированный лимузин. Иосиф Сталин панически боялся покушения, не использовал одну и ту же машину два дня подряд, менял маршруты следования. В гараже никто заранее не знал, на какой машине поедет вождь.
А вот Никита Хрущёв предпочитал кабриолеты и в протокольных выездах демонстрировал иностранцам достижения советского автопрома, которые, впрочем, напоминали американские машины. Во времена хрущёвской «оттепели» зарубежных гостей встречали торжественно, на улицах выстраивались горожане, машущие вслед кортежу флажками. После 1961 года появилась новая традиция – встреча космонавтов после возвращения их с орбиты. На подобных мероприятиях кавалькаду автомобилей сопровождали мотоциклисты почётного эскорта, иногда мотоциклы были с колясками.
С 1959 года одним из официальных номенклатурных автомобилей стала «Чайка» ГАЗ-13. Седаны и кабриолеты использовались на парадах, при встречах иностранных лидеров и как машины сопровождения. Эта машина не поступала в продажу, но граждане могли стать её обладателем за выдающиеся заслуги, к примеру, «Чайки» были подарены в личное пользование первой женщине-космонавту Валентине Терешковой, писателю Михаилу Шолохову, балерине Галине Улановой.
В 1963 году весь мир был потрясён убийством американского президента Джона Кеннеди, проезжавшего в открытом лимузине по улицам Далласа. Кремль сделал выводы и усилил меры безопасности. Основную машину, в которой едет вип-персона, сопровождает выездная охрана, готовая дать вооружённый отпор в случае нападения или блокировать угрозу. Эта служба сопряжена с риском для жизни и требует отваги и мужества. Так, во время покушения на Брежнева в 1969 году сержант Василий Зацепилов перекрыл террористу сектор обстрела своим мотоциклом и был ранен.
Леонид Брежнев обладал большой коллекцией автомобилей, некоторые из них были сделаны на заказ специально для советского лидера и подарены ему в знак дружбы. Среди таких иностранных подарков были Мерседесы, Мазерати, Линкольн, Кадиллак, Ниссан, Роллс-Ройс. Для брежневских поездок на охоту конструкторы Горьковского автозавода изготовили полноприводную «Волгу» ГАЗ 24-95 повышенной проходимости.
Автопарк ГОНа постоянно обновляется и в настоящее время насчитывает более сотни автомобилей марок Мерседес-Бенц, ЗИЛ, Вольво, Фольксваген и другие, а также мотоциклы марок BMW и Урал, использующиеся в качестве почётного эскорта. На «Олдтаймер-Галерее» публика может увидеть и современный президентский кортеж с основным автомобилем, сопровождением и эскортом, выстроенный в «боевом порядке».
Помимо тематической экспозиции весенняя «Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина» представляет разнообразные отечественные и зарубежные транспортные средства, из которых самое мощное – артиллерийский гусеничный тягач СТЗ-5 «Сталинец». Тягач выпускался с 1937-го по 1942 год, производство прекратилось, когда немцы прорвались на территорию Сталинградского тракторного завода. Из почти 10 000 машин сохранились единицы, представленный экземпляр находится в процессе реставрации Мастерской Шаманского.
На «Олдтаймер-Галерее» выставлены шесть старинных автомобилей из так называемой «Коллекции Байона». Французский промышленный магнат и коллекционер автомобилей Роже Байон разорился полвека назад, но ухитрился тогда спрятать от судебных приставов часть коллекции в своём поместье. Роскошные автомобили ржавели в сарае, пока наследники Байона не обратились к экспертам. Специалисты оценили «забытые сокровища» в 20 000 000 долларов.
На выставке олдтаймеров можно увидеть всякую всячину, так или иначе связанную с автомобильной индустрией. На этот раз один из коллекционеров привёз мечту детворы 1960-х годов – старые металлические игрушки, представляющие собой копии грузовых автомобилей ЗИС-150 различного назначения.
Рубрика: Разное. Метки: ГАЗ, Олдтаймер, служба, автомобили, Чайка, Сокольники, охрана.Время работы выставки: 5-8 марта 2016 года: с 10:00 – 19:00
Адрес: метро Сокольники, КВЦ «Сокольники», павильоны 4, 4.1 и 4.2
Билет в кассе: 700 рублей