15.04.2016 20:57

«Скажите люди, куда идет этот поезд…»

Текст: Алёна Витшас

Театр «Современник» отмечает шестидесятилетие громкой премьерой – пронзительной историей о любви. Историей на все времена, которую написала Анна Батурина, а поставили Марина Брусникина и Николай Симонов.

Из ада войны вернулись живыми сержант Мария Небылица и сержант Матвей Кравчук. Делясь друг с другом последней горбушкой хлеба, пропитанной ветром и кровью, они любили друг друга на войне в пыльных гимнастерках, просыпаясь только с одной мыслью – выжить.

История начинается уже после войны. Мария везет письмо матери Матвея – сын жив, скоро вернется. Узнавшая о потере нерожденного ребенка, мать Матвея принимает невестку как родную, кормит, выхаживает, ждет сына домой. Не все рады видеть новый голодный рот, окаймленный резким характером, на который наложила отпечаток война. Но постепенно Мария отряхивается от военной пыли и встает на новую дорогу, пробует другую жизнь на зубок. Не успев окончить хореографическое училище до войны, девушка начинает работать в доме культуры имени Розы Люксембург – в новом учебном году некому вести уроки, не хватает учителя танцев. – Это же дом культуры имени Розы Люксембург! Мария решает взглянуть на танцкласс.

«Скажите люди, куда идет этот поезд…»

В родной город возвращается Матвей Кравчук. С холодной сдержанностью он отдает патефон и пластинки Марии. Семья не понимает и осуждает Матвея. А кто эта бледненькая девица, что сидит рядом на чемодане? И зачем Матвей писал, что потерял одну руку, когда обе на месте?

Лето. В балетном классе летает тополиный пух. – Я теперь живу только ради гран-плие, – выкидывая бычок в окно, размышляет учительница танцев Мария Петровна и пытается научить детей думать. – Мария Петровна! Мы же победили немцев? – А кто это мы? Тихим голосом Мария произносит главную тему спектакля. «Кто это мы? В войне нет победителей. Самое главное, чтобы не было войны. Чтобы никто больше не брал оружие в руки. Никогда.»

Мария танцует венгерку и словно заново рождается. Новый аккомпаниатор, деревенский гармонист Алёша, пытается ухаживать за Марией Петровной. – Мария Петровна, ваша венгерка прекрасна, но Беломор это пошло.

Виктория Романенко: «Мое любимое место в спектакле – венгерка. Мария Петровна как будто заново рождается, заново проявляется, с новым дыханием, с новой жизнью. Очень хочется совместить это дыхание и наши силы, нашу жажду жизни с тем, что «Современник» пойдет дальше».

Этот спектакль – про огромную силу, которая есть не у каждого из нас. Так работает естественный отбор. Кто-то остается и живет дальше, стараясь быть счастливым каждый день или не стараясь, но продолжая жить. Кто-то уходит со сцены.

Виктория Романенко: «У человека внутри такой огромный багаж, что можно откопать все что угодно. И войну, и любовь, и потерю детей, и смерть, и наших бабушек и дедушек, которые за нас воевали, которые подарили нам жизнь. Русский человек такой, там внутри очень много всего».

Полина Пахомова: «Самое главное, что мы пытались сделать историю про сегодня. И этот современный человек попадает в обстоятельства, которые есть и сегодня. Это история про сегодня. Это все здесь, близко, рядом, в каждом из нас».

Виктория Романенко: «Человек для того и создан, чтобы жить, чтобы продолжать род. Наше поколение может судить о войне, о том что было, только из историй родственников, из кинофильмов. Мы можем только представлять это себе и к этому подключаться, что происходит естественно, потому что это в нас заложено, в генах».

Виктория Романенко: «В первую очередь, этот спектакль про человеческие чувства, которые всегда в любое время одинаково важны. И сейчас время такое – война просто она по-другому проявляется».

Виктория Романенко: «Для меня это праздник. Это мое любимое место на земле, и это подарок, что такую дату можно отметить нашим клеверным полем и нашей жаждой жизни».

Автор истории, драматург из Екатеринбурга Анна Батурина называла Марию Небылицу счастливым человеком. Мария, безусловно, очень счастливый человек. В ней такая жизнь, такая жажда жизни! Человек с такой энергией не может быть несчастным. Он везде найдет счастье и выживет в любой ситуации. Он едет, его поезд едет к счастью, к океану.

«Скажите люди, куда идет этот поезд…»

«Скажите люди, куда идет этот поезд…»«Скажите люди, куда идет этот поезд…»«Скажите люди, куда идет этот поезд…»«Скажите люди, куда идет этот поезд…»«Скажите люди, куда идет этот поезд…»«Скажите люди, куда идет этот поезд…»«Скажите люди, куда идет этот поезд…»
Рубрика: Культура. Метки: театр, премьера, Современник.

Другие публикации