22.05.2016 19:10

На паровозе – в историю российских железных дорог

Текст и фото: Евгений Чесноков

Станция Подмосковная и окрестная инфраструктура построены в 1901 году как часть Московско-Виндавской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД). До наших дней сохранились станционные постройки – деревянное здание вокзала, паровозное депо веерного типа с поворотным кругом, водокачка с угольным складом для экипировки паровозов, контора. К Подмосковной примыкают моторвагонное депо для обслуживания скоростных поездов «Сапсан» и «Ласточка», филиал эксплуатационного локомотивного депо ТЧЭ-18 имени Ильича, филиал ремонтного депо ТЧР-15 Лихоборы, а сама станция с 2006 года стала туристическим объектом.

На паровозе - в историю российских железных дорог

Экскурсии компании «РЖД Тур» начинаются на Рижском вокзале с посещения Музея истории железнодорожной техники Московской железной дороги, а затем экскурсанты на поезде с паровозной тягой отправляются в депо станции Подмосковная. В пути экскурсоводы расскажут о зарождении отечественных железных дорог, причём сумеют заинтересовать и самых юных пассажиров.

Здание Виндавского вокзала строилось в 1897-1901 годах по проекту Станислава Бржозовского под руководством Юлия Дидерихса, фасад выполнен в псевдорусском стиле с торжественной центральной частью, где находится главный вход. Вокзал был оборудован по последнему слову техники, имел свою электростанцию для освещения залов и перронов (для сравнения, Брянский вокзал в те годы освещался лампадами). Виндавский вокзал (кстати, Виндава – дореволюционное название латышского города Вентспилс) со временем поменял название на Балтийский, затем на Ржевский, а с 1946 года называется Рижским.

Два перронных пути обслуживают поезда дальнего следования на Ригу, Великие Луки, Псков, ещё два пути – пригородные поезда Рижского направления МЖД до станций Нахабино, Дедовск, Новоиерусалимская, Румянцево, Волоколамск и Шаховская.

На паровозе - в историю российских железных дорог

На паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорог

Считается, что слово «паровоз» ввёл в обиход журналист Николай Греч, когда в 1836 году писал о строительстве Царскосельской железной дороги. Сами строители в официальных отчётах упоминали «паровую машину», «паровой экипаж», «паровую карету». Одна из первых повозок с паровым двигателем появилась в 1770 году во Франции, но эксперимент инженера Николя Кюньо потерпел фиаско, трёхколесная тележка оказалась тяжёлой в управлении и врезалась в стену. Несмотря на проклятия священнослужителей, считающих самобеглые тележки происками нечистой силы, изобретатели в разных странах продолжали опыты. Англичанин Ричард Тревитик первым догадался поставить тележку на рельсы и в 1804 году получил патент на изобретение паровоза «Pen-y-Darren».

Россияне несколько отстали и построили первый отечественный локомотив в 1834 году стараниями нижнетагильских мастеров Ефима и Мирона Черепановых. На территории депо Подмосковная установлен макет первого русского паровоза отца и сына Черепановых, макет был изготовлен в прошлом году работниками Брянской дистанции гражданских сооружений Московской железной дороги.

Серийное производство русских паровозов началось в Санкт-Петербурге на Александровском заводе, они начали работать на крупнейшей в мире на тот момент двухпутной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва. Первые паровозы получали имена собственные («Ракета», «Планета», «Проворный»). Такая система обозначений довольно скоро показала свою несостоятельность, поэтому однотипные по конструкции паровозы стали объединять в группы, которым присваивали единое общее обозначение – серию. Иногда серия начиналась с первой буквы фамилии конструктора, например, Л – Лебедянский, или инициалов кого-то из выдающихся личностей – ФД – Феликс Дзержинский.

Перед взорами посетителей Музея истории железнодорожной техники Московской железной дороги предстают почти все легендарные отечественные локомотивы от Ов 841 («Основной грузовой паровоз»), который строился с 1897 по 1929 год на всех паровозостроительных заводах России, до самого совершенного грузового паровоза ЛВ («Лебедянский Ворошиловградский»), который завершил эпоху паровозостроения. На смену паровым гигантам пришли более экономичные локомотивы, использующие дизельное топливо или электроэнергию, так что увидеть паровоз в деле в наши дни можно только на экскурсиях «РЖД Тур».

На паровозе - в историю российских железных дорог

На паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорог

Железнодорожные пути станции Подмосковная идут в трёх направлениях: в сторону Ржева, Рижского вокзала, а в западной горловине станции есть ответвление на Малое кольцо МЖД к станции Серебряный Бор. В 1940-е годы Подмосковная являлась крупнейшей сортировочной станцией Московского железнодорожного узла. Путевое развитие станции насчитывает свыше 30 путей, не считая относящихся к депо.

Согласно Высочайшему императорскому указу Николая II рабочее движение по Московско-Виндавской железной дороге должно было начаться весной 1901 года, но Виндавский вокзал не был готов к эксплуатации и поезда несколько месяцев отправлялись от вокзала станции Подмосковная. К 11 сентября того же года недоделки устранили, Виндавский вокзал принял первых пассажиров, а Подмосковная, как и было изначально задумано, стала выполнять функции сортировочного терминала для распределения грузовых потоков.

Считается, что здания Подмосковной спроектировали архитекторы Юлий Дидерихс и Станислав Бржозовский (авторы Виндавского вокзала, павильона Покровское-Стрешнево и других объектов Московско-Виндавской железной дороги). Вагоны начала ХХ века были деревянными, они подразделялись на классы в зависимости от предлагаемого пассажирам комфорта. Мягкие вагоны первого класса снаружи красили синим, вагоны второго класса – жёлтым, а жёсткие – зелёным или серым цветом. Московско-Виндавская железная дорога сразу стала популярна среди дачников, которые миновав Марьину Рощу и Бутырки, спустя пятнадцать минут сразу оказывались в живописном пригороде – в Петровско-Разумовском и Покровском-Стрешневе. В наши дни за окном мелькает в основном промышленный пейзаж.

На основании директивы Народного комиссара обороны СССР от 29 октября 1941 года на станции Подмосковная формировался 23-й отдельный дивизион бронепоездов. Здесь установлен памятник работникам депо, погибшим на полях сражений Великой Отечественной войны.

Пригородные поезда прежде останавливались на Подмосковной, но с 1945 года пассажиры-дачники стали пользоваться новой платформой Красный Балтиец, которая также находится в пределах станционной територии. После войны окрестности Сокола стали массово застраивать парадными сталинками и название Подмосковная стало звучать архаично. Позднее жилая застройка могла «съесть» и саму станцию, но градозащитникам и городским контролирующим организациям удалось отстоять этот памятник индустриальной архитектуры.

Летом 2015 года станция Подмосковная открылась после реставрации как уникальный музейно-производственный комплекс. Познавательная экспозиция соседствует здесь с действующими цехами по ремонту и обслуживанию паровозов, которые используются для туристических поездок. На Подмосковной воссоздана атмосфера начала прошлого века, действует поворотный круг, работают водоразборные колонки для заправки паровозов, горят старинные фонари, а в помещении вокзала установлены старинные кассы, телеграф, мебель в зале ожидания. В конторе начальника станции представлены рабочий кабинет и служебная квартира железнодорожного служащего. В механическом и кузнечном цехах представлены металлообрабатывающие станки в рабочем состоянии, а в соседнем цеху подъёмного ремонта ведутся работы по ремонту и реставрации паровозов.

Каждое воскресенье с Рижского вокзала на Подмосковную отправляется ретропоезд на паровозной тяге. Во время экскурсии можно увидеть исторические здания станции, а также наблюдать разворот паровоза на поворотном кругу и заправку паровоза водой. Узнать подробности можно на сайте «РЖД Тур». Организаторы предлагают любителям паровозных прогулок 15 разных поездок по Москве и окрестностям продолжительностью от нескольких часов до двух дней – в военно-исторические музеи Бородино, Монино, Кубинки, гастрономический тур в Петушки, путешествия по городам Золотого кольца.

На паровозе - в историю российских железных дорог

На паровозе - в историю российских железных дорог

На паровозе - в историю российских железных дорог

На паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорогНа паровозе - в историю российских железных дорог
Рубрика: Разное. Метки: паровоз, РЖД, поезд, поезда.

Другие публикации