Бесконечные технические революции и борьба с раздутыми бюджетами, превратили Формулу-1 в езду паровозиком, за лидером. Обгоны совершаются или с DRS или на пит-стопах, гонщики боятся идти на контакт, правила ограничивают борьбу на трассе. Машины выглядят некрасиво, гонки скучны, пилоты как под одну гребёнку, политкорректны и вежливы. Скучно. Но за океаном, в США и Канаде, проходит чемпионат полной борьбы и событий. Indycar series. Попробуем разобраться, что же там интересного?
Почему стоит следить за серией Indycar?
Это моносерия, т.е. все автомобили одинаковые, и это обеспечивает более-менее равные условия для всех участников. Как следствие — напряжённые гонки, полные борьбы и обгонов (в Европе такое сохранилось только в “молодёжных” серия, таких как GP2 или Формула-3). Для ознакомления можно посмотреть вот это видео: лучшие последние круги в гонках 2015 года.
Более-менее равные равные условия? И в чём же разница?
Разница в возможностях команд, технической базе, механиках, инженерах. Богатые команды могут позволить себе опытных сотрудников, тщательный анализ данных, более точные настройки. Кроме этого – на автомобили устанавливаются двигатели разных производителей. Сейчас это «Хонда» и «Шевроле». На данный момент «Шевроле» мощнее, но тотального доминирования нет.
Но если всё такое одинаковое, как гонщики умудряются обгонять?
Машины имеют высокий уровень прижимной силы, и это позволяет обгонять используя слип-стрим, и поздние торможения. Для совсем сложных случаев есть «обгонная кнопка». Её можно использовать в любой момент гонки, на любом участке трассы, но всего десять раз за гонку. Кнопка добавляет на 20 секунд к мощности силовой установки 60 лошадиных сил, что позволяет обогнать особо упорных соперников. С другой стороны, кнопкой может воспользоваться и тот, кого обгоняют. Это ключевое различие с аналогичной технологией в Формуле-1, где преимущество есть только у атакующего.
В Indycar при каждом удобном случае выпускают автомобиль безопасности, и гонку приходится начинать заново. Это же скучно, смотреть, как все едут паровозиком, потом десяток кругов гоняются, и снова собираются вместе?
Специфика трасс такова, что почти нигде нет возможности убрать автомобили с трассы. В таком случае вывешиваются жёлтые флаги, и выпускается автомобиль безопасности. Такие события называются «коушен» (caution — внимние, осторожно). Это позволяет не только убрать обломки с трассы и собрать гонщиков для рестарта, но и шанс для отстающих переиграть стратегию, попытаться выиграть позиции за счёт будущих пит-стопов соперников.
И что интересного в том, что бы смотреть гонки по овалам? Повороты в одну сторону все 500 миль.
Из шестнадцати гонок в 2016 году, на овалах пройдёт всего пять. Каждый из них — очень своеобразная конструкция, в корне отличающаяся от остальных. Легендарная «Старая кирпичница» с длинными прямыми, «Треугольник» в Поконо, или короткий овал в Айове (общей длинной меньше, чем одна прямая в Индианаполисе) — совершенно непохожие трассы, объединённые лишь одним общим названием «гоночный овал». Остальные этапы, это городские и дорожные трассы. Они различаются по своим характеристикам не меньше, чем привычные европейцам Монако и Монца, или, например, Спа и Хунгароринг.
Так что хорошего в овалах?
Овалы совершенно отдельный тип трасс, и многие считают, что овалы — показатель мастерства гонщика. На скорости в 340-380 км/ч сохранять концентрацию по два-три часа — настоящая проверка мастерства и подготовки гонщика. Гонки на овалах интересны и тем, что борьба идёт до последнего поворота.
За кого болеть?
В данный момент в Indycar просто золотая пора. Есть группа ветеранов, давно и успешно выступающих в серии, это Пауэр, Хантре-Рэй, Ньюгарден, Кастроневес, Хэнчклифф, Пажно, Диксон, Канаан… Есть и засветившиеся в Формуле-1 гонщики, как заслуженные ветераны, так и новички — Монтойя, Сато, Бурдэ, Росси, Чилтон. Росси можно причислить и к талантливым новичкам, таким как Муньоз, Пиггот. Наконец, можно быть патриотом, и болеть за Михаила Алёшина, благо, гонщик показывает весьма неплохие результаты.
Мид-Огайо, США, дорожная трасса. 31 июля 2016 года.
Шанс на победу и механики. Как Михаил Алёшин, лидируя 33 круга, финишировал на 17й позиции.
За океаном сезон автогонок Indycar входит в финальную стадию. Осталось всего пять гонок, борьбу за титул ведут представители команды «Penske» Симон Пажно и Уилл Пауэр. Также, начал стабильно и успешно выступать россиянин Михаил Алёшин, гонщик команды «Schmidt Peterson Motorsports». Этап в Мид-Огайо во многом решающий, перед финалом чемпионата.
В зачёте пилотов перед гонкой уверенно лидировал Симон Пажно, выигрывая у Уилла Пауэра почти пятьдесят очков. И для сохранения шансов на титул, отличных от теоретических, Пауеру необходимо было побеждать, и надеяться, что Пажно столкнётся с проблемами.
Однако, квалификацию выиграл Пажно, Пауэр стал вторым, Алёшин десятым.
Старт, к счастью, прошёл без происшествий, но Михаилу Алёшину удалось отыграть две позиции.
В середине пятнадцатого круга, Диксон попытался опередить Кастроневеса, но Элио не оставил свободного места гонщику «Гэнесси», автомобили столкнулись. В результате происшествия Диксон сломал левую переднюю подвеску, а Кастроневес получил повреждения задней структуры безопасности.
Первый коушен, и, как обычно, многие, воспользовавшись выездом машины безопасности, совершили остановки в боксах.
Перед рестартом положение сложилось такое: Монтойя, Андретти, Чилтон. Алёшин — четвёртый. Виновник коушена, Касторневес, пятый.
На рестарте Алёшин прошёл Чилтона, Монтойя отразила атаку Андретти, и, почти сразу, в гравий улетел Кастроневес — ещё при контакте с Диксоном, Элио получил повреждения задней структуры безопасности, в том числе и аэродинамики. И вот теперь его автомобилю не хватило прижимной силы при попытке обгона Чилтона.
Также при рестарте, где-то в середине пилотона, получил повреждения защиты колёс Ньюгарден. Правила требуют замены всей задней структуры безопасности: антикрыло, защита шин — всё это составляет один блок. На том же круге, наконец, заехал менять задний блок и Кастроневес.
После этого на четврётое место вышел Муньоз, пятым стал Сато.
Монтоя и Андретти свернули в боксы на 27 круге, оставив лидерство, впервые в сезоне, Алёшину. Муньоз шёл в шести сеундах за россиянином, Сато в двух за Муньозом. Далее, почти вплотную, Бурдэ и Пигот.
Во время пит-стопа, в боксах заглох дебютант Энерсон, шёл тридцать девятый круг. А на следующем в боксы заехал лидер. Алёшин вышел обратно на трассу шестым, ровно впереди Росси.
Пажно и Росси ушли на свой пит-стоп на сорок втором круге, Хантер-Рэй кругом позже, Пауэр, а шедший к тому времени вторым Кимболл — на сорок четвёртом.
Лидерство вернулось к Алёшину. Второе место перешло к Пауэру, третьим стал Пажно, далее Муньоз, Сато, Бурдэ. К пятидесятому кругу разрыв между лидерами вырос до десяти секунд, и на этом стабилизировался.
Такое бывает в Indycar — автомобиль Скота Диксона, получивший серьёзные повреждения в начале гонки, смогли отремонтировать к шестидесятому кругу. С отставанием в сорок четыре круга, новозеландец вернулся в гонку.
Назревала сенсационная победа Алёшина, но, который раз в сезоне, гонку Михаилу испортила бригада механиков.
На шестьдесят первом круге круге вылетел Хоксворт. В борьбе с Андретти, он слишком далеко вышел за пределы трассы. Зацепив траву на обочине, автомобиль потерял управление, и отправился в стену. Инцидент привел к очередному коушену и столпотворению в боксах. Именно это испортило гонку Алёшину.
Михаила выпустили прямиком в подъезжающего к своим механикам Ньюгардена. Как результат — сломано переднее крыло, повреждена передняя подвеска, автомобиль снесло на механиков Монтойи… Все шансы на любой приличный результат были потеряны. Михаил на следующем круге вернулся в боксы для смены крыла, а после получил штраф, в виде проезда по пит-лейну. Ни о каком прорыве на сломанной машине речи идти не могло.
Дэли, Пауэр и Пажно возглавили рестарт. Далее шли Муньоз, Кимболл, Сато, Бурдэ. Однако, Дэли оказался в лидерах гонки, исключительно благодаря отличной от большинства соперников тактике. Уповать оставалось только на новые коушены — медленная езда за машиной безопасности, в теории, могла помочь сохранить достаточное для финиша количество топлива.
При рестарте Кимболл, атакуя Муньоза, уехал в траву, Паэур и Пажно были близки к тому, что бы вынести друг друга, но смогли обойтись без эксцесов, тем не менее, Пажно смог опередить напарника, и начал отрываться.
Диксон, ранее вернувшийся в гонку, так и не смог поехать быстро, и окончательно сошёл на семьдесят третьем круге. Дэли к тому моменту вёз Пажно пять секунд, третьим шёл Пауэр.
За одиннадцать кругов до финиша, Ньюгарден, борясь в середине пилотона, чуть было не не отправили Кимболла в траву ещё раз, но всё обошлось скачками по бордюру безопасности. Этот инцидент произошёл при попытке опередить теряющего темп Хантер-рэя. Райан, потеряв за круг три позиции, проваливался всё дальше.
За шесть кругов до финиша, так и не дождавшись жёлтых флагов, на дозаправку заехал лидер, Конор Дэли, оставив борьбу за победу Симону Пажно и Уиллу Пауэеру. Дэли вернулся восьмым, впереди него оказались ещё и Муньоз, Сато, Бурдэ, Рэйхал, Хинчклифф.
Уже почти перед финишем, на восемьдесят седьмом круге, Сато и Бурдэ едва не спровоцировали новый коушен. Пытаясь обогнать Сато, Бурдэ зацепил соперника, автомобили унесло за пределы трассы, в гравий. Но японец смог уехать из гравийной ловушки, а вот француз засел намертво.
На последний круг Пажно ушёл с преимуществом почти в пять секунд, и аккуратно довёл свою гонку до победы. Вторым стал Пауэр, третьим финишировал Муньоз, Далее: Рэйхал, Хинчклифф, Дэли, Пигот, Кимболл, Сато, Ньюгарден. Монтойя закончил гонку одиннадцатым, Алёшин семнадцатым.
В итоговом зачёте Пажно опережает Пауэра уже на пятьдесят восемь очков. Идущий третьим Элио Кастроневес проигрывает более ста очков Пажно. За четыре гонки до конца сезона (Поконо, Уоткинс-Глен, Сонома, плюс отложенный из-за урагана Техас) — преимущество француза просто подавляющее, и если не случится чего-то чрезвычайного, то Пажно выиграет свой первый титул.
Рубрика: Разное. Метки: гонки, машины, спорт, автомобили, чемпионат, пилот.