01.08.2016 19:17

Саша Шибанов: «В нашей стране недостаточно быть просто талантливым»

Текст: Наталья Бартенева

Саша (Александр) Шибанов, столичный журналист и радиоведущий недавно создал музыкальный проект SheБаNof, за полгода обретя постоянных слушателей и сотни скачиваний песен на специализированных ресурсах. Особенность — полная свобода от музыкальных и стилистических форматов. Главное, что объединяет творчество группы — вселенская романтика. О новом музыкальном проекте, феномене Своего радио и состоянии современной музыкальной индустрии Саша поговорил с Натальей Бартеневой.

— Привет! На твоих страницах в социальных сетях ты определяешь себя как «музыкант, журналист, радиоведущий». Почему именно в такой последовательности? Музыка вытеснила в тебе профессию?

— На самом деле человек всегда живет в первую очередь семьей и увлечениями, а только потом работой. Если это как-то удается совместить, то человек может быть счастлив.

— Тебе не удалось?

— Почему же… Я очень люблю свою работу газетчика и радиоведущего. Но музыка — это то, что в последнее время приносит больше всего удовольствия. Но я бы не стал придираться к последовательности. Это всего лишь обычный журналистский прием: когда используешь перечисление, — выстраиваешь слова от более коротких к более длинным. Так проще читать.

— Расскажи, как появился проект SheБаNof и почему именно «проект», а не, скажем, рок-группа?

— Это долгая история. Быть музыкантом мечтал в далеком детстве. Но как-то не сложилось тогда. Даже не попробовал по большому счету. Писал песни для групп друзей, знал пару аккордов на гитаре. Но играть на ней не умел совсем. А на рубеже 30 лет жизнь резко поменялась. Я бы сказал, — кардинально. Отправной точкой стало 28 октября 2014 года. Этот день рождения Своего радио. Если кто-то не знает, — Семен Чайка, известный и уважаемый в радийном мире человек открыл собственную интернет-радиостанцию, главной идеей которой стало продвижение молодых талантливых музыкантов. Почти сразу он объявил набор студентов на его авторский курс радиоведущих. Я загорелся и так попал на Своё. Очень хорошо помню знакомство с Семеном, учебу.

— Мне кажется ты уходишь в сторону… Как связан твой музыкальный проект и курсы радиоведущих?

— Для меня напрямую. Сейчас расскажу. Наши занятий проходили прямо на станции по выходным. Мы стали бывать на программе Живые, так как воочию наблюдать за тем, как ведет эфир один из лучших радиоведущих страны, – отличная практика. Стали чаще ходить на концерты, знакомиться с музыкантами. То есть круг общения расширялся, в нем появлялись люди, которые выбрали свое творчество — главным жизненным путем. А когда ты 3-4 дня в неделю общаешься с музыкантами, то внутри тебя начинает сверлить: а я тоже хочу петь, мне есть что сказать.

— Выходит радиостанция, которая создавалась для продвижения музыкальных коллективов, провоцирует на занятие музыкой?

— Не думал об этом, но в точку. В моем случае именно так.

— Говоря, «начал общаться с музыкантами», ты ведь кого-то конкретного имеешь ввиду? Кто повлиял на тебя?

— Конечно. Но это довольно большой перечень: Рома Чехов, радиоведущий и лидер группы «Чехонте», Денис Михайлов, фронтмен коллектива «Обе-рек», Андрей Грейчайник (ДМЦ), Алексей Яшин (Casual), Фил Август (Стимфония), можно продолжать…

— Но ведь заниматься музыкой не так просто, особенно когда нет музыкального образования, каких-то необходимых знаний, умения играть на инструментах и так далее…

— Вот именно поэтому полтора года назад я купил гитару и начал учиться на ней играть, многое объяснил-показал Рома Чехов (у него высшее музыкальное образование по классу гитары, к слову), потом пошел заниматься вокалом к Ксении Маркевич, солистке группы «Калевала», которая, кстати, по образованию вокалист и разработала собственную методику обучения. Когда тебе преподают сольфеджио в детстве, тебя это напрягает и угнетает. А когда тебе за 30, ты понимаешь зачем это нужно, то наоборот стремишься во что бы то ни стало обучиться музыкальной грамоте. Это все в удовольствие.

— И все же, почему «проект»?

— Да все просто. Чтобы назваться группой — нужно ею быть. А ее пока нет. Есть люди, с которыми я работаю в плане создания аранжировок.

— Ключевое слово «пока»?

— (смеется) Ну, как жизнь сложится. Пока SheБаNof — это студийный проект. Не исключено, что наступит тот день, когда слово «проект» поменяется на слово «группа». Но сейчас рано об этом говорить.

— Почему рано?

— Ну группа хороша, когда она может выйти на сцену и отыграть полный сет.

— Не написал еще нужного количества песен?

— Написанных песен хватит часа на два. Но аранжированных пока на сет не хватает.

— Люди, знакомые с твоим творчеством, отмечали весьма качественный музыкальный материал. Ты сам все это придумываешь?

— Хотел бы я сказать, что да. Но нет. Я придумываю только гармонию, проще говоря, те «три аккорда». А дальнейшая работа ложится на плечи профессионалов.

— Кто эти люди?

— Он такой один, — профессиональный музыкант, гитарист групп «Гильза», «Мертвые дельфины», «Гений» и других Владимир Ванцов. Рад, что мне посчастливилось с ним познакомиться и работать. Он очень талантлив.

— Так может он и поиграет в группе SheБаNof? Акцент на слово «группа».

— Мечтаю об этом. Но пока не разговаривали с ним на эту тему.

— Ты веришь, что музыкой можно зарабатывать деньги?

— Я знаю людей, которые зарабатывают столько, чтобы хватало на жизнь. Но в общей массе талантливых коллективов и музыкантов – это мизерная часть, какие-то доли процента. Остальные зарабатывают деньги для того, чтобы заниматься музыкой. К сожалению, в нашей стране недостаточно быть просто талантливым. Нужно много чего еще. Как минимум продвижение, а это стоит денег, которых чаще всего у музыкантов нет. Нужно, чтобы тебя услышали, узнали. А как о тебе узнают, если ты не ратируешься на радио? Долгое время о тебе могли узнать, если твою музыку взяли на главную рок-станцию страны. Но туда никого не брали. Там ограниченный круг исполнителей. Сегодня в ротации песни, на которых я рос в 90-х и которые уже тогда приелись. Не подумайте ничего плохого, я безмерно люблю творчество всех этих людей, уважаю их и так далее. Но если тебе больше нечего сказать, дай дорогу молодым. Если станция делает ставку на проверенные временем хиты, — это коммерция в чистом виде. Но поколение, для которых эта музыка близка и понятна рано или поздно уйдет, а новому нужна более понятная музыка, понятные им тексты. Чтобы молодой парень вник, о чем поет та группа, ему нужно сначала взять учебник по истории, а потом посмотреть два десятка фильмов о 80-х и 90-х. Поэтому, уверен, что это путь в никуда, стагнация. А стагнация — это плохо. Сейчас, правда, попроще стало. Проводится масса фестивалей, где можно о себе заявить, в том числе и в самом центре Москвы, я сейчас имею ввиду Metro on stage. Есть Своё радио, в постоянной ротации которого сотни, я подчеркиваю, сотни коллективов. Станция создает вокруг себя свою аудиторию, у меня нет сомнений, что со временем этот проект даст плоды в общероссийском масштабе.

— Откуда такая уверенность? Может быть ты так говоришь, потому что ты там работаешь?

— В Европе, США существует музыкальная индустрия, которая направлена на зарабатывание денег на талантливых музыкантах: отыскать самородков и вывести их в массы. В России же индустрия направлена на продажу обнаженных частей тела под дешевую музыку. Но ситуация уже сейчас меняется.
Что касается работы на Своём радио — я бы там ни работал, если не было понятной для меня идеи.

— Такой идейный? Если тебя позовут на другую станцию, не пойдешь?

— Если мы говорим о Своём радио, то идея для меня важна, потому что она мне близка и понятна. Если позовут на другую станцию, может и пойду, но, скорее всего, только для зарабатывания денег.

— А что плохого в зарабатывании денег на поп-музыке? Кому-то нравится поп, кому-то рок, на вкус и цвет…

— Плохого ничего. Но тут тонкая грань. Можно заниматься творчеством, как это делают ряд наших поп-исполнителей. Это талантливые люди, которые пишут хорошую музыку, пишут хорошие тексты, умеют все это исполнять и добиваются признания. Мне, например, нравится то, что делает Ирина Дубцова, я этого не стыжусь. Но если проект создается ради продажи не творчества, а чего-то другого, то это, простите, проституция, — уголовно наказуемое деяние (смеется).

— Вот уж не думала, что тебе нравится творчество Дубцовой. Тебя чаще встретишь на концертах тяжелых групп…

— Ну я не являюсь ее ярым поклонником, но я понимаю, что она занимается именно творчеством.

— Мы ушли в сторону… Твоя песня «Амур» набирает популярность в интернете. У многих моих знакомых она в плей-листе. Когда ее написал, думал, что так получится?

— Когда написал не думал. А вот когда услышал конечную аранжированную версию, то такая мысль появилась. Песня простая, легкая, веселая, о влюбчевых мужчинах. Хорошая музыка. Опять же спасибо Вове Ванцову.

— Когда ждать альбом?

— Это сложный вопрос, касающийся денег и времени. Надеюсь, в 2017 году. Весной. Но уже на осень готовлю два релиза: ипишку из 5-6 песен и сингл из 2-3 треков, посвященных событиям 31 октября 2015 года. Надеюсь, он выйдет в преддверии годовщины трагедии. Есть мысли сделать акустический альбом из песен, которые вряд ли когда-либо получат электрическое сопровождение. Еще хочу снять видео. В общем хотелок много, надеюсь, получится все это реализовать.

— С кем хотел бы записать дуэт?

— Хотел бы или запишу?

— Можно и так, и так.

— На момент, когда это интервью выйдет в свет, уже должна быть записана совместная песня с Ромой Чеховым. А хотел бы… Ну тут список огромен. Имен 20 точно.

— Ну и в заключении, ты много раз упоминал Своё радио, чем ты там занимаешься?

— Веду маленькую двухминутную рубрику «Шибанутости». На всех почти радиостанциях есть выпуски новостей. На Своём тоже есть, с той лишь разницей, что они авторские. Хочу подчеркнуть, что это не юмористическое шоу. Но доля сарказма там присутствует.

— Сам придумал название?

— Нет. Его придумал Семен Чайка, как и саму рубрику.

— Как складываются отношения с Семеной Чайкой, говорят, он непростой человек…

— Кто говорит?

— Музыканты некоторые, люди, с кем доводилось общаться.

— Не хочу судить о том, простой он или не очень. Все люди в каком-то смысле непростые. Он профессионал. Он дает полную свободу творчества. Такого нет на других станциях. Он радеет за развитие российской качественной музыки. Этого достаточно для уважения.

Рубрика: Разное. Метки: концерт, интервью, радио, Семен Чайка, вокал, альбом.

Другие публикации