04.08.2016 17:07

Супермашины угольных разрезов

Текст и фото: Сергей Анашкевич

При взгляде на эту технику сразу же приходят на ум ассоциации с роботами-трансформерами. Может быть потому, что 130-тонные БЕЛАЗы, шагающие экскаваторы и ЭКГ настолько большие, что люди на их фоне выглядят совсем незаметно и от этого кажется, что машины сами делают всю необходимую работу. Но… всеми этими супермашинами все-таки управляют люди: водители, машинисты, экскаваторщики.
А если заглянуть внутрь железных гигантов, можно увидеть, насколько с любовью работающих на них люди обустраивают свое жизненное пространство и рабочие места…
В общем, приглашаю в мир супермашин. Поехали!

Начну с самых больших и удивительных штук — шагающих экскаваторов, которые выпускает завод Уралмаш в Екатеринбурге. Эти необычные машины позволяют перемещать огромные объемы породы с разных уровней значительно выше и ниже себя, а также самостоятельно передвигаться при помощи … шагов своих огромных лап.

Супермашины угольных разрезов

Применение гидравлического шагающего (в отличие от гусеничного) движителя позволяет снизить нагрузку на грунт и повысить надёжность.
В неподвижном состоянии экскаватор опирается на грунт опорной плитой в основании; при необходимости сделать «шаг» вес переносится на опорные башмаки — «лыжи». Каждый башмак управляется двумя парами гидроцилиндров. Экскаватор приподнимается над грунтом, смещается на некоторое расстояние и снова садится на грунт опорной плитой. Опорные башмаки, в свою очередь, приподнимаются над грунтом и переносятся вперёд, и далее цикл повторяется.

Супермашины угольных разрезов

ЭШ 11/75 имеет вылет стрелы 75 метров, объем ковша 11 кубических метров и весит 840 тонн.
Это относительно новая модель. Она имеет глубину копания 38 метров, а радиус выгрузки более 72 метров.
Всего таких экскаваторов было выпущено 3 штуки, из них работают всего два. Один на разрезе «Степной», второй в Иркутской области.

Супермашины угольных разрезов

Внутри экскаватора огромный электродвигатель и приводы тросов драглайна, при помощи которого происходит копание.
Мощность сетевого двигателя 1250 кВт при напряжении питания 6000 В.

Супермашины угольных разрезов

Огромные бобины с металлическим тросом.
Именно с их помощью и происходит копание и выгрузка породы.

Супермашины угольных разрезов

Мастерская прямо здесь же, внутри экскаватора.

Супермашины угольных разрезов

Ковш драглайна. Емкость, как я сказал выше — 11 тонн.

Супермашины угольных разрезов

Управление шагающим экскаватором происходит из кабины в право части машины.

Супермашины угольных разрезов

Кабина обустроена как маленькая уютная бытовка. Здесь можно и работать, и отдыхать, и даже спать. Экипаж экскаватора составляет два человека.

Бытовые условия. К каждому такому ЭШ прикреплено 4 бригады, работающие посменно. Рабочие всех смен сообща обустраивают свои рабочее и жилое пространство, делая его максимально уютным, ведь смены долгие и они здесь, в кабине, проводят львиную долю своего времени.

Супермашины угольных разрезов

Супермашины угольных разрезовСупермашины угольных разрезовСупермашины угольных разрезовСупермашины угольных разрезов

Еще один монстр-трудяга — экскаватор ЭКГ. В «Степном» их несколько типов — ЭКГ-5, ЭКГ-8, ЭКГ-10.
Полное название этого экскаватора — электрическая карьерная полноповоротная механическая лопата на гусеничном ходу. Вот так!
Она предназначенная для выемки и погрузки в транспортные средства полезных ископаемых и вскрышных пород, в том числе тяжелых скальных, предварительно разрыхленных взрывом. Применяется на открытых горных работах в рудной и угольной промышленности, а также в карьерах промышленности строительных материалов, при строительстве промышленных, гидротехнических и других сооружений. Выпускается тем же заводом Уралмаш.

Супермашины угольных разрезов

Ковши у ЭКГ просто огромны — от 5 до 10 тонн. Рабочие, ремонтирующие ковш выглядят совсем маленькими на его фоне.

Супермашины угольных разрезов

Ковш экскаватора может быть даже оборудован пневмоударными зубьями, обеспечивающими разрушение горной массы в процессе черпания и позволяет разрабатывать трещиноватые породы и угли малой и средней крепости без предварительного их рыхления взрывом.

Супермашины угольных разрезов

Огромный экскаватор размещен на довольно небольшой платформе и имеет гусеничный ход. Правда, небольшая платформа только по отношению к самому экскаватору. А вот по сравнению с человеком она … очень даже большая

Супермашины угольных разрезов

Супермашины угольных разрезовСупермашины угольных разрезовСупермашины угольных разрезовСупермашины угольных разрезовСупермашины угольных разрезов

Забрался на самый верх ЭКГ-8. Люди внизу маленькие… Высота экскаватора 12 метров без стрелы! А весит он 370 тонн!

Супермашины угольных разрезов

Супермашины угольных разрезов

Это еще более крупный ЭКГ-10 с 10-тонным ковшом. Сейчас он загружает в самосвалы добытый уголь. 6 взмахов ковшом и 55-тонный БЕЛАЗ загружен полностью!

Супермашины угольных разрезов

Двигатель у ЭКГ электрические и для питания им постоянно нужен ток. Подается он с помощью кабеля, который подключается в задней части машины. Для удобства работы здесь есть специальные барабан, который, при необходимости, подматывает лишний кабель, чтобы не повредить его гусеницами.

Супермашины угольных разрезовСупермашины угольных разрезовСупермашины угольных разрезовСупермашины угольных разрезовСупермашины угольных разрезовСупермашины угольных разрезов

Есть в карьере и неэлектрическая техника. Например мобильные экскаваторы Hitachi EX-1900. Их компания «Русский Уголь» приобрела для разреза «Степной» не так давно в рамках программы обновления парка горно-транспортной техники. Благодаря этой программе, на разрезе работает самая мощная техника, исходя из потребностей.

Супермашины угольных разрезов

Супермашины угольных разрезовСупермашины угольных разрезовСупермашины угольных разрезовСупермашины угольных разрезов

Емкость ковша японца 12 м.куб. Производительность экскаватора составляет 400 тыс. тонн горной массы в месяц, что соответствует больше четверти всех объемов, перерабатываемых всеми имеющимися на «Степном» экскаваторами.

Супермашины угольных разрезов

Супермашины угольных разрезовСупермашины угольных разрезовСупермашины угольных разрезовСупермашины угольных разрезовСупермашины угольных разрезов

Есть здесь и погрузчики.

Удалось мне побывать и у него в кабине, проведя час вместе с водителем и отвозя породу в отвал.
И здесь водители обустраивают все под себя..

Есть в разрезе и еще несколько интересных машин — буровые установки, которыми бурят породу для закладки взрывчатки перед рыхлением.

Супермашины угольных разрезов

Супермашины угольных разрезовСупермашины угольных разрезовСупермашины угольных разрезов
Рубрика: Репортаж. Метки: завод, техника, уголь, карьер, рабочие, машины.

Другие публикации

06.07.2018 в 10:45

Путь в воздухе и космосе длиной в 80 лет


От самолетов до космических спутников.

08.05.2018 в 10:44

«Цитадель» российского ракетостроения


«Завод №1» по производству ракет-носителей и отечественных научных спутников.

07.05.2018 в 18:28

Наши на КАМАЗе. Покатаемся?


Нашим корреспондентам очень понравилось на КАМАЗе. Их теперь не остановить.

07.05.2018 в 10:47

Наши на КАМАЗе. Часть 3


Что происходит в российском автопроме сегодня.

06.05.2018 в 16:57

Наши на КАМАЗе. Продолжение


Продолжение рассказа о поездке на автогигант.

05.05.2018 в 16:39

Наши на КАМАЗе. Путешествие «Русского Блоггера»


Репортаж с крупнейшего автозавода России.

23.04.2018 в 19:55

Откуда двигатель у самолета


Где и как собирают сердца стальных птиц.

08.03.2018 в 15:30

Пятьдесят оттенков красного


Большие красные машины заполнили павильон КВЦ «Сокольники»: с 7 по 11 марта здесь проходит автомобильная выставка «Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина».

04.09.2017 в 23:32

Салон «ЭКСПО 1520» представил историю российских железных дорог за 120 лет


Ретроспектива российского железнодорожного транспорта за 120 лет.

26.07.2017 в 20:24

DTM Moscow weekend


На трассе Moscow Raceway под Волоколамском прошел пятый этап кузовной серии DTM.

26.07.2017 в 01:16

На Красной площади дан старт ГУМ-Авторалли


В Москве свыше ста экипажей приняли участие в параде советских ретро-автомобилей.

11.07.2017 в 01:26

RDS: Не все победили стену


В Сочи на трассе Формулы-1 прошел 4 этап Российской дрифт серии.

14.06.2017 в 21:25

Российская Дрифт Серия: продолжение


В Рязани прошел третий этап Российской дрифт-серии.