При взгляде на эту технику сразу же приходят на ум ассоциации с роботами-трансформерами. Может быть потому, что 130-тонные БЕЛАЗы, шагающие экскаваторы и ЭКГ настолько большие, что люди на их фоне выглядят совсем незаметно и от этого кажется, что машины сами делают всю необходимую работу. Но… всеми этими супермашинами все-таки управляют люди: водители, машинисты, экскаваторщики.
А если заглянуть внутрь железных гигантов, можно увидеть, насколько с любовью работающих на них люди обустраивают свое жизненное пространство и рабочие места…
В общем, приглашаю в мир супермашин. Поехали!
Начну с самых больших и удивительных штук — шагающих экскаваторов, которые выпускает завод Уралмаш в Екатеринбурге. Эти необычные машины позволяют перемещать огромные объемы породы с разных уровней значительно выше и ниже себя, а также самостоятельно передвигаться при помощи … шагов своих огромных лап.
Применение гидравлического шагающего (в отличие от гусеничного) движителя позволяет снизить нагрузку на грунт и повысить надёжность.
В неподвижном состоянии экскаватор опирается на грунт опорной плитой в основании; при необходимости сделать «шаг» вес переносится на опорные башмаки — «лыжи». Каждый башмак управляется двумя парами гидроцилиндров. Экскаватор приподнимается над грунтом, смещается на некоторое расстояние и снова садится на грунт опорной плитой. Опорные башмаки, в свою очередь, приподнимаются над грунтом и переносятся вперёд, и далее цикл повторяется.
ЭШ 11/75 имеет вылет стрелы 75 метров, объем ковша 11 кубических метров и весит 840 тонн.
Это относительно новая модель. Она имеет глубину копания 38 метров, а радиус выгрузки более 72 метров.
Всего таких экскаваторов было выпущено 3 штуки, из них работают всего два. Один на разрезе «Степной», второй в Иркутской области.
Внутри экскаватора огромный электродвигатель и приводы тросов драглайна, при помощи которого происходит копание.
Мощность сетевого двигателя 1250 кВт при напряжении питания 6000 В.
Огромные бобины с металлическим тросом.
Именно с их помощью и происходит копание и выгрузка породы.
Мастерская прямо здесь же, внутри экскаватора.
Ковш драглайна. Емкость, как я сказал выше — 11 тонн.
Управление шагающим экскаватором происходит из кабины в право части машины.
Кабина обустроена как маленькая уютная бытовка. Здесь можно и работать, и отдыхать, и даже спать. Экипаж экскаватора составляет два человека.
Бытовые условия. К каждому такому ЭШ прикреплено 4 бригады, работающие посменно. Рабочие всех смен сообща обустраивают свои рабочее и жилое пространство, делая его максимально уютным, ведь смены долгие и они здесь, в кабине, проводят львиную долю своего времени.
Еще один монстр-трудяга — экскаватор ЭКГ. В «Степном» их несколько типов — ЭКГ-5, ЭКГ-8, ЭКГ-10.
Полное название этого экскаватора — электрическая карьерная полноповоротная механическая лопата на гусеничном ходу. Вот так!
Она предназначенная для выемки и погрузки в транспортные средства полезных ископаемых и вскрышных пород, в том числе тяжелых скальных, предварительно разрыхленных взрывом. Применяется на открытых горных работах в рудной и угольной промышленности, а также в карьерах промышленности строительных материалов, при строительстве промышленных, гидротехнических и других сооружений. Выпускается тем же заводом Уралмаш.
Ковши у ЭКГ просто огромны — от 5 до 10 тонн. Рабочие, ремонтирующие ковш выглядят совсем маленькими на его фоне.
Ковш экскаватора может быть даже оборудован пневмоударными зубьями, обеспечивающими разрушение горной массы в процессе черпания и позволяет разрабатывать трещиноватые породы и угли малой и средней крепости без предварительного их рыхления взрывом.
Огромный экскаватор размещен на довольно небольшой платформе и имеет гусеничный ход. Правда, небольшая платформа только по отношению к самому экскаватору. А вот по сравнению с человеком она … очень даже большая
Забрался на самый верх ЭКГ-8. Люди внизу маленькие… Высота экскаватора 12 метров без стрелы! А весит он 370 тонн!
Это еще более крупный ЭКГ-10 с 10-тонным ковшом. Сейчас он загружает в самосвалы добытый уголь. 6 взмахов ковшом и 55-тонный БЕЛАЗ загружен полностью!
Двигатель у ЭКГ электрические и для питания им постоянно нужен ток. Подается он с помощью кабеля, который подключается в задней части машины. Для удобства работы здесь есть специальные барабан, который, при необходимости, подматывает лишний кабель, чтобы не повредить его гусеницами.
Есть в карьере и неэлектрическая техника. Например мобильные экскаваторы Hitachi EX-1900. Их компания «Русский Уголь» приобрела для разреза «Степной» не так давно в рамках программы обновления парка горно-транспортной техники. Благодаря этой программе, на разрезе работает самая мощная техника, исходя из потребностей.
Емкость ковша японца 12 м.куб. Производительность экскаватора составляет 400 тыс. тонн горной массы в месяц, что соответствует больше четверти всех объемов, перерабатываемых всеми имеющимися на «Степном» экскаваторами.
Есть здесь и погрузчики.
Удалось мне побывать и у него в кабине, проведя час вместе с водителем и отвозя породу в отвал.
И здесь водители обустраивают все под себя..
Есть в разрезе и еще несколько интересных машин — буровые установки, которыми бурят породу для закладки взрывчатки перед рыхлением.
«Завод №1» по производству ракет-носителей и отечественных научных спутников.
Нашим корреспондентам очень понравилось на КАМАЗе. Их теперь не остановить.
Репортаж с крупнейшего автозавода России.
Большие красные машины заполнили павильон КВЦ «Сокольники»: с 7 по 11 марта здесь проходит автомобильная выставка «Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина».
На территории автомобильного гиганта АЗЛК открылась выставка «Преемственность поколений. Наследие АЗЛК».
Ретроспектива российского железнодорожного транспорта за 120 лет.
Испытания продолжаются. Какой электробус выберет Москва?
На трассе Moscow Raceway под Волоколамском прошел пятый этап кузовной серии DTM.
В Москве свыше ста экипажей приняли участие в параде советских ретро-автомобилей.
В Сочи на трассе Формулы-1 прошел 4 этап Российской дрифт серии.
В Рязани прошел третий этап Российской дрифт-серии.
Немцы оккупировали “Яхрому“.