08.08.2016 11:28

Станция Подмосковная: от «Овечки» до «Ласточки»

Текст: Евгений Чесноков
Фото: Евгений Чесноков, Эмин Джафаров

Узловая железнодорожная станция Подмосковная Рижского направления Московской железной дороги напоминает машину времени, переносящую нас то в прошлое – в эпоху паровых гигантов, то в будущее – где привычные электрички будут заменены скоростными поездами нового поколения. К станции примыкают паровозное депо с музейно-производственным комплексом и моторвагонное депо для обслуживания скоростных поездов «Ласточка». В День железнодорожника на станции Подмосковная встретились прошлое и будущее рельсового транспорта.

День железнодорожника 2016

Станция и паровозное депо были возведены в 1901 году к открытию движения на Виндавской железной дороге, которая соединила Москву с портовым городом Виндава (сейчас это латвийский город Вентспилс). Веерное депо сохранилось до наших дней и используется как производственная база реставрации паровозов. Мастера дают вторую жизнь заслуженным ветеранам отечественных железных дорог, которые с годами покрылись ржавчиной и лишились части механизмов и деталей. Восстановление паровоза до рабочего состояния занимает примерно год. И это не музейные макеты в натуральную величину, а действительно рабочие машины, готовые выйти на линию и обслуживать экскурсионные маршруты. «Паровозный туризм» становится всё популярнее среди россиян и зарубежных гостей, ретропоезда курсируют не только по Москве, но и отправляются в поездки в Тулу, Ясную Поляну, Владимир, Суздаль.

6 августа 2016 года в День железнодорожника на станции Подмосковная прошёл парад паровозов, некоторые из них были отреставрированы в местном депо. В параде приняли участие восемь машин из разных исторических эпох, а возглавил праздничную колонну долгожитель российских железных дорог паровоз серии «О» («Основной грузовой паровоз»), строившийся с конца XIX века на всех паровозостроительных заводах России и эксплуатировавшийся до 1960-х годов. В ходе модернизации на паровозы стали устанавливать парораспределительный механизм Вальсхарта и эта разновидность получила официальное обозначение Ов — «основной Вальсхарта» и народное прозвище – «Овечка». Эти паровозы не были экономичными, зато могли работать на различных типах топлива – угле, мазуте, торфе, дровах. Простые и надёжные «Овечки» стали основными локомотивами бронепоездов во время Гражданской и Великой Отечественной войны. Всего было построено 9129 локомотивов серии «О».

Маневровый паровоз 9П (9-й тип паровоза) выпускался в Советском Союзе с 1935 по 1957 год и использовался не только на железной дороге, но и на крупных промышленных предприятиях. На Коломенском, Новочеркасском и Муромском заводах было построено свыше 3000 паровозов 9П.

День железнодорожника 2016

Паровоз серии Э с пятью движущими осями был разработан в 1909 году инженером Вацлавом Лопушанским. Новому паровозу была присвоена первая из оставшихся неиспользованных букв русского алфавита. С годами базовый проект улучшался и получал новые индексы. Его разновидность Эу строилась в 1926-1930 годах. В период индустриализации СССР паровозы серии Э всех индексов являлись «основным» типом грузового локомотивного парка, выполняли большой объём грузоперевозок на большинстве железных дорог страны.

День железнодорожника 2016

Наиболее удачной подсерией стала модификация Эр (реконструированный), производившаяся в СССР с 1934 года. С началом Великой Отечественной войны строительство паровозов прекратилось и возобновилось в 1943 году. Простой и надёжный локомотив с небольшой нагрузкой на ось при достаточной мощности и силе тяги оказался единственно пригодным для эксплуатации на любых, даже самых изношенных путях. К производству Эр подключились и освобождённые Красной армией восточноевропейские государства, ставшие на путь экономического и политического сотрудничества с Советским Союзом – Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния.

День железнодорожника 2016

В конце Первой мировой войны российские заводы практически перестали выпускать пассажирские паровозы, полностью переключившись на грузовые и в 1924 году производители получили заказ на создание мощного пассажирского локомотива. Тогда и появился Су (сормовский усиленный), созданный на базе лучшего курьерского паровоза Российской империи – С. До 1951 года в СССР было построено 2683 таких машин.

День железнодорожника 2016

Паровоз Л была назван в честь конструктора Льва Лебедянского и начал производиться в 1945 году на восстановленном после войны Коломенском заводе. Инженеры во главе с Лебедянским в кратчайшие сроки справились с заданием создать новый тип экономичного грузового паровоза, за что были удостоены Сталинской премии. За годы производства построено свыше 4100 локомотивов, которые получили прозвище «Лебедянка».

День железнодорожника 2016

Магистральный грузовой паровоз ЛВ (Л Ворошиловградский) был создан с учётом опыта проектирования, постройки и эксплуатации серии Л и стал одним из самых совершенных советских паровозов («паровоз высшего конструкторского класса»). Результаты испытаний на экспериментальном кольце в Щербинке в 1952 году превзошли все ожидания, но производился ЛВ недолго, до 1956 года было построено 522 экземпляра. На смену паровозам шли новые локомотивы – тепловозы и электровозы.

Магистральный пассажирский паровоз П36 (паровоз 36-го типа) получил прозвище «Генерал» за характерные цветные лампасы по бортам. На фронтоне паровозов П36 устанавливалась красная звезда с барельефными профилями Ленина и Сталина. Первый опытный образец был построен в 1950 году и после некоторых конструктивных изменений запущен в серию. Новая машина вдвое превосходила предшественников по весу поездов и скорости. К примеру, при переводе магистрали Москва – Ленинград на обслуживание локомотивами П36 время хода пассажирских поездов сократилось на 1 час 45 минут. До 1956 года Коломенский завод успел построить 251 паровоз П36, после чего производство свернули в связи с переходом на выпуск тепловозов.

День железнодорожника 2016

Парад паровозов на станции Подмосковная сопровождался театрализованным действом: танцевали дамы и кавалеры, сновали мальчишки-газетчики, девушки провожали красноармейцев на фронт, молодые строители отправлялись на коммунистические стройки.

День железнодорожника 2016

День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016

По соседству с историческим депо Подмосковная открылось современное моторвагонное депо для обслуживания скоростных поездов «Ласточка», прозванное «Ласточкиным гнездом». Планируется, что электропоезд ЭС2, созданный на основе платформы Siemens Desiro и производящийся в России, будет перевозить пассажиров Московского центрального кольца. Первые «Ласточки» успели неплохо зарекомендовать себя во время проведения зимних Олимпийских игр в Сочи.

День железнодорожника 2016

Межвагонные переходы изолированы герметичными гибкими перекрытиями типа «гармошка». Благодаря увеличению габаритов и бестамбурному исполнению вагонов конструкторам удалось обеспечить максимальную пассажировместимость. Вагоны оснащёны двустворчатыми дверями прислонно-сдвижного типа, по две с каждой стороны. Наряду с пассажирскими местами, в поезде предусмотрены также многофункциональные зоны с багажными полками и откидными сиденьями. На полках для ручной клади есть розетки на напряжение 220 В переменного тока для подзарядки мобильных телефонов и других устройств. Комфортную температуру поддерживают специальные климатические установки, размещённые на крышах вагонов.

День железнодорожника 2016

При создании кабины специалистами Siemens совместно с экспертами РЖД были проработаны и оптимизированы расположение рабочего места машиниста и элементов пульта управления, дизайн помещения и зона обзора пути. Установленный в кабине современный пульт управления отличается эргономическими характеристиками и удобным расположением органов управления. Электропоезда оснащены специальной системой автоведения, которая выбирает оптимальные с точки зрения энергопотребления, комфорта для пассажиров и времени хода режимы тяги и торможения. При этом машинист может в любое время перейти на ручное управление.

День железнодорожника 2016

Напомню, что открытие движения электропоездов по Московскому центральному кольцу запланировано на осень 2016 года.

День железнодорожника 2016

День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016День железнодорожника 2016
Рубрика: Разное. Метки: железная дорога, паровоз, РЖД, поезда.

Другие публикации

31.12.2019 в 15:21

Россия живёт дорогами


Приволжская железная дорога подвела итоги работы в 2019 году

30.12.2019 в 02:19

«Город на память». 537. Щербинка. Экспериментальное кольцо


Полигон представлял собой одиночный железнодорожный путь в форме правильной окружности протяжённостью 6 километров, с постоянным радиусом 956 метров и нулевым уклоном.

05.08.2019 в 22:20

Нам открывается страна с вокзального порога…


Машинисты, работники вокзалов, проводники и все кто связан с железной дорогой, празднуют День железнодорожника.

21.12.2018 в 15:25

«Город на память». 347. Промзона № 11. Огородный проезд


Почти все предприятия в Огородном проезде ориентированы на пищевую промышленность, причём их продукция была хорошо известна москвичам, но есть и автобазы, и типографии.

13.12.2018 в 16:02

«Город на память». 296. МОЖД-МЦК. Угрешская – Кожухово


Московская Окружная железная дорога обслуживала не только промышленные предприятия, но и работала на нужды армии.

13.12.2018 в 12:52

«Город на память». 294. МОЖД-МЦК. Лефортово – Нижегородская


Окружная дорога строилась в первую очередь для грузоперевозок и «Лефортово» - одна из станций, на которую доставлялось сырьё для московской промышленности.

13.12.2018 в 00:50

«Город на память». 290. МОЖД-МЦК. Окружная – Владыкино


До самого последнего момента РЖД и Мосметро не могли определиться с выбором названий станций МЦК.

13.12.2018 в 00:10

«Город на память». 289. МОЖД-МЦК. Балтийская – Лихоборы


Если желание посмотреть непарадную Москву ещё не пропало, тогда садитесь в «Ласточку» и любопытство будет удовлетворено.

12.12.2018 в 23:38

«Город на память». 288. МОЖД-МЦК. Хорошёво – Стрешнево


Промчавшись мимо старинной станции «Пресня», электропоезд ныряет под путепровод Звенигородского шоссе и замедляет ход возле станции МЦК «Хорошёво».

11.12.2018 в 15:16

«Город на память». 269. Станция Подмосковная: от «Овечки» до «Ласточки»


Узловая железнодорожная станция Подмосковная Рижского направления Московской железной дороги напоминает машину времени, переносящую нас то в прошлое, то в будущее.

11.12.2018 в 02:30

«Город на память». 264. Московская Окружная железная дорога (2016)


До открытия МОЖД тысячи ломовых извозчиков курсировали между вокзалами, перевозя транзитные грузы, создавая пробки и теряя время при погрузке-разгрузке.

09.12.2018 в 10:24

«Город на память». 245. Депо Подмосковная


Станция Подмосковная и окрестная инфраструктура построены в 1901 году как часть Московско-Виндавской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД).

30.11.2018 в 09:30

«Город на память». 193. Перегон Беговая-Тестовская


Наверное, почти каждый мегаполис в мире может похвастаться уходящим в небеса комплексом билдингов из стекла и бетона. Теперь такое диво появилось и в российской столице.

29.11.2018 в 21:00

«Город на память». 192. МОЖД. Станция Пресня


Станция Пресня находится в не самом цветущем месте Москвы - со всех сторон её окружает промышленная зона.

25.11.2018 в 16:41

«Город на память». 173. Станция Черкизово


Станция Черкизово открылась в 1908 году в составе Московской Окружной железной дороги и эксплуатируется до сих пор, обслуживая ближайшие промышленные предприятия.

18.11.2018 в 17:10

«Город на память». 153. Московская Окружная железная дорога


Проекты строительства окружной железной дороги, которая соединила бы вокзалы Москвы, предлагались с 1869 года, но по разным причинам не находили поддержки властей.