9 августа исполнилось пятьсот лет со дня смерти величайшего голландского художника Еруна ван Акена, известного во всем мире как Иероним Босх. К этой памятной дате музей Прадо представил мировое собрание «Босх. Выставка пяти веков».
Пятьдесят шедевров, среди которых есть графика, были собраны со всего мира – Лондон и Бостон, Вена и Нью-Йорк, Дрезден и Париж, Роттердам и Гент, Лиссабон и Брюгге, Берлин и Венеция, Лос-Анжелес и Амстердам, Оксфорд и Лилль, Канзас-сити и, конечно, Мадрид, – представили жемчужины своих коллекций на этой выставке.
Глядя на картины Босха, сложно представить, что они были написаны более пяти веков назад. Как и сложно представить то, что часть произведений предназначалась для украшения храмов, а сам он был истинным христианином и порицал пороки и грехи. Одна из лучших его работ – столешница «Семь смертных грехов», на которой изображены гнев, гордыня, похоть, лень, обжорство, скупость и зависть в виде бытовых сцен, а вверху и внизу – цитаты из библии о Божьей печали.
Не менее интересен триптих «Воз сена», на котором художник иллюстрирует фламандскую поговорку – «мир – это воз сена, от которого каждый берет, сколько сможет». Поклонник и покровитель Босха испанский король Филипп II купил даже два «экземпляра» этой работы.
Обычно поражает космизм Босха, но чувство юмора гению было не чуждо. Изображая пороки, он смешил. «Удаление камня глупости» тому пример. Сценка, где доктор-шарлатан извлекает камень из лба простофили-пациента, сопровождается надписью «Мастер, скорее удали камень, меня зовут Лубберт Дас» (это имя во времена художника переводилось как «кастрированный барсук»).
Однако, особую популярность Босх приобрел на рубеже 19 и 20 столетий, когда был признан иконой сюрреализма. Его манеру невозможно повторить, но идеями до сих питаются многие художники.
Кстати, попасть на выставку Босха можно до 9 сентября. Открыта она до 22 часов. Но рассчитывать на то, что получится полдня рассматривать мельчайшие детали и узнавать в них последователей, не получится. Сеанс длится всего 45 минут, что, конечно, ничтожно мало.