Мосты Петербурга, гранитные набережные рек и каналов — неповторимая часть пейзажа города, они сочетают в себе высокие инженерные качества с замечательным архитектурным оформлением. 13 мостов разводят в сезон летней навигации (сезон летней навигации длится с апреля по конец ноября). Для туристов разводка мостов — необыкновенное шоу, петербуржцы же воспринимают разводку как неизбежное неудобство. Все городские мосты состоят на учете и обслуживаются государственным бюджетным учреждением «Мостотрест».
Одним из излюбленных мест свадебных фотографов и молодожёнов является Большеохтинский мост или мост Петра Великого. Огромный, с арочными металлическими конструкциями, мост смотрится весьма незаурядно и величественно по сравнению с другими классическими мостами Санкт-Петербурга.
Мост строил завод варшавской фирмы «К.Рудзкий и Ко», а разводной пролёт с механизмами был выполнен Петербургским Металлическим заводом. Закладка его произведена в знаменательную дату двухсотлетия Полтавской битвы — 26 июня 1909 года, а к 26 октября 1911 года он был открыт для транспорта и пешеходов. После революции мост был переименован в «Большеохтенский», а в 1954 году по правилам орфографии его стали называть «Большеохтинским». С 1990 — 1997 был закрыт на капитальный ремонт. С 2005 года прекращено трамвайное движение.
Стены башен выше крайних ферм. Они увенчаны четырехгранными кубической формы фонарями. В архитектурных конструкциях моста сочетаются модерн и романский стили.
Главный механик моста, Русавский Александр Федорович, встречает нас. Проследуем в одну из башенок, в которой установлено оборудование контроля и управления мостом.
Главный пульт управления. Все системы дублированы.
Пульт аварийного управления.
Основные параметры доступны на экране монитора.
В башенках места не много и современное оборудование отлично в него вписывается.
С 1993 по 1997 годы мост закрывали на капитальный ремонт. Механизмы разведения моста были обновлены на более современные, электромеханический привод заменен электрогидравлическим. Клепанные металлоконструкции разводного пролета заменены цельносварными. На арочных фермах поврежденные заклепки заменены высокопрочными болтами.
Часть системы противовеса. Масса противовесов моста составляет 1065 тонн. «Царские» противовесы».
В 2000 году была выполнена художественная подсветка моста, установлено 1300 мощных световых элементов.
Размеры элементов моста впечатляют!
В составе моста много оригинальных, сохранившихся до сих пор, деталей.
Для перемещения между пролётами в башенках предусмотрены винтовые лестницы, они не занимают много места и весьма удобны.
Началось перекрытие движения на мосту, Александр Федорович рекомендует нам проследовать на одну из площадок моста, с которой лучше всего наблюдать за процессами.
На шести бронзовых досках, прикреплённым к стенам башен моста, запечатлены имена участников его возведения — профессора Г.Г.Кривошеина и его соавтора по архитектурной части В.П.Апышкова, профессора С.П.Бобровского, инженера путей сообщения Г.П.Передерия, инженера-технолога П.М.Шелоумова, а также членов исполнительной комиссии, среди которых имя крупного мастера архитектуры Л.Н.Бенуа.
Движение перекрыто службой охраны моста ровно в 2:00. Разводку пролётов моста можно начинать. Команда дана, необходимые «кнопки» нажаты, пролёты моста медленно поднимаются. Разводной пролёт состоит из двух крыльев, вращающихся вокруг неподвижных горизонтальных осей на 73 градуса. Раскрытие пролёта проходит в течение 5 минут.
Проследуем на самый верх башенки. Замечательные виды. Мост останется разведённым до 5ти утра, или, если все суда успеют пройти раньше, команда на наводку моста может быть дана раньше. Существует легенда, что одна из заклёпок этого моста — золотая, якобы закрашенная в один цвет со всеми остальными. Ранее, до замены оборудования, пролёты можно было развести при помощи мускульной силы, в данном случае продолжительность разводки заняла бы от 11 до 26 минут. Мост разведён, пришло время прощаться.
Рубрика: Репортаж. Метки: Санкт-Петербург, город, инженер.