Новое — хорошо забытое старое. Сегодня на полках магазинов каких только сладостей не найти. В том числе и пастилу (которую очень любил Федор Достоевский). Но по вкусу она напоминает резину. «Русский блоггер» нашел тех, кто сегодня делает забытый старинный русский десерт и узнал, есть ли спрос на натуральные продукты в России и насколько рискованно открывать свое дело в кризис.
Из истории пастилы:
Пастила — старинное русское лакомство, известное с 14 века. До начала 20-го века писали «постила» — от слов «постлано», «расстелено». На Руси этот десерт был одним из способов хранения урожая, а готовился из ягод, кислых яблок, меда и сахара. Продукты томили в русской печи, разминали, постилали на досках, сушили на солнце. Тонкие полоски сворачивали в свитки и ели с чаем.
Как все начиналось
Андрей Карпов и Александр (совладелец компании) работали менеджерами в солидной фирме. Работали до тех пор, пока не стали интересоваться качеством покупаемой еды. Оказалось, что 90% предлагаемой в магазине кондитерской продукции просто вредно есть, так как в ней много сахара, красителей и химии. Кормить семью (у каждого по двое детей) этим не хотелось. И друзья решили найти продукт, который был бы любим всеми и натуральным. Остановились на пастиле.
«Пастила — органический продукт. В вашем случае, «Смаква» — еще и ручная работа. Наша пастила не содержит красителей, сахара и химии. Объяснять клиенту, почему она не может стоить столько же, сколько аналогичный фабричный продукт в той же «Пятерочке», сложно.
Недавно проводил дегустацию в крупном фермерском магазине. Подходят молодые девушки и смотрят на цену пастилы. Обращаются ко мне и говорят: «Вы знаете, здесь ошибка. Цена не правильная. А что в ней не правильного? Российский продукт не может столько стоить!» — рассказывает Андрей Карпов, – «Или подходит покупатель на маркете, узнает цену, пересчитывает ее на киллограммы и сравнивает с условным конкурентом, обвиняя нас в жадности. Такому клиенту объясняешь, что конкурент пишет на упаковке «натуральный продукт» по старинным рецептам, а сам делает его из консервированного пюре. А чтобы внешний вид был получше, добавляет туда дешёвый химический пектин. Я все это знаю, потому что нам регулярно эти же поставщики консервированного пюре предлагают свой товар, но мы принципиально делаем все из свежих яблок. Мы в августе остановили производство, потому что яблоки российские закончились — наши покупатели и клиенты почувствовали это. А вот кто из других поставщиков «натуральной пастилы» так же сделал? Я не слышал об этом. Хороший вопрос, чтобы подумать из чего они делают свои продукты».
Перед тем, как открыть производство, Андрей и Александр много времени искали по разным городам и библиотекам старинные рецепты, а потом адаптировали их: «Мы нашли большое количество рецептов с описанием. Все делали, как там написано и производили разные эксперименты. Но никак не могли получить хорошую пастилу. Бывало так, что пастила высыхала «в камень», а через месяц становилась мягкой как пух, а бывало так, что вроде бы мягкая и вкусная, а через 3-4 дня продукт становился жестким. В общем, пока разгадали секрет… ».
О конкуренции
«Не смотря на капризных клиентов и большой ассортимент пастилы от других марок, к конкуренции из масс-маркета относятся спокойно: «Все эти продукты появились во времена СССР. Их основной задачей была удовлетворение гигантского спроса на сладости. Их делали дешево и сердито. «Смаква» — 100% натуральная пастила. В 100 г пастилы содержится 500-600 гр яблок, а сколько их в «магазинных марках»? Уже ответ на этот вопрос даст понимание, что сравнивать нас, мягко выражаясь некорректно».
500 000 кг яблок ради одного рецепта
«Проекту уже 3 года, но производим мы только год. До этого мы экспериментировали и пытались разгадать старинный рецепт. На что, кстати ушло по самым скромным подсчетам 500 000 кг яблок. Интерес к натуральным продуктам увеличивается. Это связано с тем, что люди начали понимать, что еда влияет на здоровье. Гораздо дешевле кушать качественную еду, чем лечиться у гастроэнтеролога. Плюс, сейчас в мире тренд на ЗОЖ — мы активнее стали следить за питанием.
Про пользу ярмарок и маркетов
«Такие мероприятия очень полезны. Они позволяют протестировать продукт, лично пообщаться с покупателями. Одно дело, когда ты продал в магазин и не знаешь, кто купил твой продукт, какие у него были сомнения. И совсем другое, когда эти покупатели говорят, что думают о продукте. Для меня встать за прилавок было серьезным психологическим барьером, но преодолев его, я очень много понял, что нужно делать дальше для развития бизнеса.
Смелые люди переделали Даниловский рынок — теперь это очень интересное место, куда приятно ходить. Другие посмотрели на них и реконструировали Усачевский рынок, скоро откроется Центральный. И предприниматели, и покупатели поняли, что такой формат востребован. Сейчас уже не интересно просто ходить на рынок и покупать продукты. Людям интересно общаться, пробовать, обмениваться опытом».
О составе
«Вкусов в разработке много, но говорить об этом не буду. Мы год работали, чтобы сделать качественную пастилу без сахара. Пробовали и стевию (натуральный заменель сахара — прим.авт.) использовать, другие заменители и наконец-то получилось. В октябре начнем продавать пастилу, где вместо сахара будет сироп топинамбура — это полезный продукт, которых разрешен диабетикам. Да, «Смаква» будет дорогой, но полностью натуральной. Мы осознанно не заменяем сахар на патоку. Т.е. формально, получается пастила без сахара, но по факту — это то же самое, если не сказать хуже».
О том, как все не бросить
«Конечно, были разные моменты: иногда хотелось все забросить. Но как только в голову приходили такие мысли, сразу же был прогресс. Кризис не то чтобы не пугал, скорее, внес коррективы. Мы столько уж пережили, что кризис был просто еще одной неприятностью, но не серьезным барьером, чтобы забыть о мечте. Хотя практически все наши знакомые смотрели на нас, да и сейчас, чего греха таить, сейчас смотрят большими глазами».
Рубрика: Разное. Метки: здоровье, производство, пастила, эксперимент, Даниловский рынок, бизнес.