В Московском областном театре юного зрителя состоялись премьерные показы спектакля Павла Сафонова «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина.
Приехав на несколько дней в город, где жил когда-то, Ильин спонтанно решил зайти в коммуналку, где много лет назад он снимал комнату и где жила его любимая Тамара. Когда-то Тамара провожала Ильина на фронт, всю войну они переписывались, но затем переписка постепенно прекратилась по инициативе Ильина. Оказалось, Тамара по прежнему там живет, замуж не вышла, растит племянника Славика, но встретила Ильина, который представился главным инженером комбината, холодно, хотя и предложила остановиться у нее в пустующей комнате. Постепенно отношения налаживаются, причем не только с Тамарой, но и со Славиком, который как раз вошел в возраст обретения самостоятельности. У выросшего без отца Славика большой, сильный и харизматичный Ильин сразу завоевал авторитет, к тому же Славика подкупило нежное отношение Ильина к Тамаре, к которой Славик очень привязан. Тем временем у Славика тоже развиваются отношения с Катей. Далее следует ряд взаимных промахов и недопониманий, в результате которых Ильин едва не теряет Тамару вновь. Он уходит не попрощавшись, Тамара его всюду ищет, а находит Катя. Расстроенный неудачей Ильин целенаправленно напивается в привокзальном кафе и собирается уезжать. Пытаясь удержать Ильина от опрометчивого поступка Катя напивается вместе с ним, Ильин отводит Катю домой к Тамаре, следует решительное объяснение, Ильин признается, что он работает шофером на Севере — «теперь уже начальником гаража». Тамара соглашается уехать с Ильиным на Север.
У пьесы Володина счастливая судьба. Едва появившись, она была поставлена Товстоноговым в БДТ и Олегом Ефремовым в Современнике. Уставший от производственных агиток зритель принял пьесу с восторгом. Рассказывают, что заядлые театралы специально ездили из Москвы в Ленинград на один день, чтобы увидеть постановку в БДТ. Герои пьесы не пламенные производственники, героически борющиеся за выполнение плана, а обычные люди, в которых зрители узнавали себя, и которых волнуют темы, близкие каждому — любовь, верность, разлука, одиночество, поиск своего жизненного пути. Пьеса оставалась популярна вплоть до перестройки, когда пришли другие герои и другие проблемы. И вот новая постановка Павла Сафонова. Режиссер не стремится поразить публику какими либо спецэффектами, грандиозными декорациями или необычной формой подачи материала. Ну разве что снега на сцене в избытке, а ленинградская коммуналка превратилась в заснеженный сквер. Сила постановки — в актерской игре. Здесь важно все: и проникновенные монологи героев, и то,как они молчат, позы,жесты, взгляды, касания. Современному зрителю герои пьесы могут показаться немного наивными, но их искренность, верность своему выбору, сила духа, стойкость в непростых жизненных обстоятельствах способны тронуть сердца даже прожженных циников.
Спектакль-напоминание о ценностях истинных и ложных, он требует от зрителя некоторой работы души, спектакль-камертон.
Не могу не отметить игру актеров. Понравились все — и молодежь (Людмила Мунирова и Илья Ильиных), и Анастасия Дворецкая в роли Зои, своим страстным монологом сорвавшая аплодисменты зрителей прямо посреди спектакля, и Алексей Рыжков в роли Ильина. Очень непривычно было увидеть в главной роли Нонну Гришаеву, которую мы знаем, в первую очередь, как прекрасную комедийную актрису.
Следующий спектакль — 10 ноября.
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: показ, театр, спектакль.