На фоне выборов в США почти незаметно прошла новость о смерти Леонарда Коэна.
Седьмого ноября умер, десятого ноября похоронили. Всё. Лаконично, понятно, заглушено белым шумом текущей жизни — не берите в голову.
Хриплый автор и исполнитель песни о демократии, приходящей в Штаты, умирает под ряд громких криков с разных сторон о том, что демократия сработала неправильно. Наверное, такой иронией время отмечает знаковые фигуры эпохи.
Знак эпохи стоит на песнях Коэна, и по ним можно изучать жизнь северной Америки от начала семидесятых, вплоть до нашего странного времени. Лирический герой наблюдает, почти никогда не оценивая то, что он видит, лишь рассказывает о своих личных ощущениях. Задумчивая, неторопливая, спокойная манера повествования, хриплый голос, минимальная музыкальная поддержка.
Чтобы полюбить творчество Коэна, достаточно услышать пару отдельных песен. Чтобы понять по настоящему, необходимо слушать альбомы. Голос захватывает, по хорошему «выдёргивает» из обыденности. Музыка прокрадывается в душу и сердце. И вот за окном не привычная реальность, а мрачное будущее одноимённого альбома, или приправленная красивейшим женским вокалом едва заметная ирония альбома «Dear Heather».
Личность Коэна заметна на каждом альбоме. Легко можно проследить, как меняется мир вокруг музыканта — фолковые аранжировки сменяют синтезаторы, их дополняют и почти вытесняют джазовые мотивы, неизменной остаётся лишь гитара Леонарда Коэна. Меняются настроения автора, от оптимизма семидесятых, сквозь бурю восьмидесятых, через депрессию девяностых, к расслабленному созерцанию нового века. Не меняется всегдашняя ехидная ухмылка, различимая в умных и метких текстах.
Нет смысла рассказывать про творческий или жизненный путь. Интересующиеся знают и так, любопытствующие найдут в сети всё, что только можно. Время, сэкономленное на чтении пышных статей о величии автора, лучше потратить на прослушивание его замечательной музыки.
21.09.1934 — 7.11.2016
So long, Leonard.
Рубрика: Разное. Метки: музыка, жизнь, джаз, гитара.