16.11.2016 18:06

Дарья Костюк — принцесса цирка

Текст и фото: Евгений Чесноков

Когда тринадцатилетнюю девочку зачисляют в штат Большого Московского цирка на должность артиста — по большому счёту это пока лишь шанс показать себя и далеко не все цирковые дети таким шансом смогли воспользоваться. Дарья Костюк трудностей не боялась, начала с джигитовки, но вскоре нашла себя в дрессуре животных — маленьких и больших. Сейчас она единственная в мире дрессировщица гепардов, Прима Большого Московского цирка, художественный руководитель и директор коллектива «Цирк Дарьи Костюк».

«Цирк Дарьи Костюк»

«Цирк Дарьи Костюк»

Цирковое искусство — оно настоящее, без дураков, расслабишься — сорвёшься. Да и принадлежность к известной цирковой династии это только стартовая площадка, а успех приходит с ежедневной тяжёлой работой на репетиционном манеже и никак иначе. В замкнутом пространстве все на виду и когда у молодых глаза горят, есть желание совершенствоваться, то найдутся люди с опытом, кто подскажет, поможет, подтолкнёт в нужном направлении. Наверное, Дарье Костюк повезло, что рядом оказалась такая наставница — Марина Маяцкая, которая в своё время посрамила скептиков и поставила аттракцион с грациозными, самыми быстрыми, но и пугливыми хищниками — гепардами.

«Цирк Дарьи Костюк»

Рассказывает Заслуженная артистка Российской Федерации Марина Маяцкая:

По-моему, Даша Костюк родилась в цирке, она с головы до пяток цирковой ребёнок, все цирковые дети с рождения находятся в этой атмосфере. Цирк — это жизнь, образ жизни. Дети постоянно находятся с родителями возле манежа, а потом в манеже. Они начинают участвовать в детских спектаклях в ролях Снегурочек, Снежинок. А когда вокруг животные, их невозможно не полюбить.

Мне импонирует Дашино желание браться за самое сложное: когда она ещё маленькой была, и в воздух лазила, и собак дрессировала, и с обезьянами работала. Обезьяны могут быть очень агрессивны, а Даша, совсем молодая девчоночка, не побоялась, вышла на манеж и работала с этими замечательными животными на гастролях нашего цирка в Японии.

А когда она сказала, что хочет сделать номер с гепардами, я была в шоке. «Тётя Марина, расскажите мне о гепардах…» Я поначалу засомневалась. Это безумно сложные животные, они настолько теплолюбивые, прихотливые в заботах, в лечении и в нашем климате плохо адаптируются. Чтобы создать тепличные условия, надо работать 24 часа в сутки, но Даша справилась, доказала, что можно возродить тот аттракцион, который я работала. И сделала это лучше меня, в современном ключе, дополнив дрессуру яркими красками шоу. Учителю приятно, когда ученик превосходит учителя. Даша просто умничка и у неё ещё очень много впереди.

«Цирк Дарьи Костюк»

«Цирк Дарьи Костюк»«Цирк Дарьи Костюк»«Цирк Дарьи Костюк»«Цирк Дарьи Костюк»

Дарья Костюк о своих артистах:

Гепарды и дрессуре сложно поддаются, и трудно создать для них идеальные условия содержания, но когда ты общаешься с этими животными, все проблемы забываются. Они — сказочные животные. У меня нет одного любимчика, но есть гепард-девочка, которой я доверяю. Это Блейзи, настоящая и преданная подруга. Эти гепарды родились в питомнике в Кении и хотя по документам получается, что они родились в неволе, но на самом деле побегали по просторам Африки, играли со своими братьями-сёстрами и у них было полноценное детство.

Трусливый хищник — опасный хищник. Мне приходится быть вдвойне внимательной, потому что они могут не со зла, а случайно кинуться, испугавшись чего-то, а мне достанется. В вольере вместе живут самки и самцы, но потомства нет. Гепарды очень плохо размножаются в неволе и мы готовим отдельный проект, несколько территорий для них. Чтобы получить потомство, надо гепардов обязательно разделять, выжидать цикл, выжидать когда самка загуляет, правильно свести её с самцом — всё это кропотливая работа, а не дело случая.

Русский блоггер: Дрессировщик кошек Юрий Куклачёв рассказывал эпизод, когда во время зарубежных гастролей его пушистые артисты застряли в карантине и, чтобы не сорвать спектакль, Куклачёв за пару дней подготовил к выступлению нескольких местных кошек.

Дарья Костюк: За два дня с нуля подготовить номер, конечно, невозможно. В этой истории сработал профессионализм мэтра, он правильно обыграл повадки кошек. Например, кошка может пройти из пункта А до пункта Б по перекладине. Каждый номер это не только дрессура, но и режиссура. А научить ходить на задних или передних лапах, совместить несколько животных это очень трудоёмкая работа. С хищниками процесс ещё более длительный, их сначала надо приручить и только потом дрессировать.

У меня всё начиналось с лошадей, потом были медведи, собаки, пантера, ещё работала не в качестве дрессировщика, а как исполнитель с попугаями Татьяны Богданчиковой. Она тогда занималась главным проектом в своей жизни — носила ребёночка под сердцем и мне предложили поработать. Я вообще ничего не понимала в птицах, Татьяна стояла за кулисами и подсказывала. На тот момент мне медведь казался менее опасным, чем попугай со здоровенным клювом.

Русский блоггер: Частенько во время выступлений с животными что-то идёт не так. Однажды тигр зацепил дрессировщика, но тот не подал вида и только после спектакля Эдгард Запашный рассказал о мужестве своего коллеги. В другой раз попугай улетел куда-то на верхние ряды, решив поближе познакомиться со зрителями. А на международном фестивале носорог забыл сходить в туалет и собрался наложить кучу прямо на ковёр.

Дарья Костюк: Нештатные ситуации с животными бывают каждый день, с ними же не договоришься, у них нет трудового кодекса, штрафы не действуют. Мы готовы ко всему и должны оставаться артистами, готовыми обыграть происходящее, так преподнести зрителям эпизод, чтобы они не заметили.

Однажды у меня убежала обезьяна и после номера мы отправились на поиски. Молва привела в туалет, где в кабинке обнаружилась вжавшаяся в стену дама, а обезьяна прикладывала все усилия, чтобы её посильнее напугать. Главное, что женщина правильно себя вела и не совала руки к обезьяне.

Русский блоггер: Вам хватает общения с животными в цирке или дома тоже живут питомцы?

Дарья Костюк: Я почти всё время где-то вне дома и оставлять какую-нибудь зверюшку одну на восемнадцать часов с моей стороны было бы эгоистично и подло. А общения с животными мне всегда не хватает. Они дают необходимую энергетику и когда долго не вижу животных, хочется пойти пообниматься, поиграться.

Русский блоггер: Не так давно с участием Ваших коллег по Большому Московскому цирку был снят сериал о легендарной дрессировщице Маргарите Назаровой. Вы не хотели бы работать с крупными хищниками?

Дарья Костюк: Желание есть ещё много с кем поработать. Всё может быть, но на сегодняшний день я настолько влюблена в гепардов и столько разных планов, что просто надо правильно распределить своё время. Сейчас я полностью отдаюсь работе с гепардами. Мы заканчиваем шоу в Москве и на Новый год будем выступать в Минске.

Общение с Дарьей Костюк состоялось на новой концертной площадке «Вегас Сити холл», которая способна трансформироваться в цирковой манеж. Цирк Дарьи Костюк в течение двух недель показывал здесь шоу «Калейдоскоп фантазий» — полноценную программу с участием артистов разных жанров. Все номера шоу связаны одной сюжетной линией, историей о том, как сбываются фантазии маленькой девочки и её друзей.

Каждый номер по-своему интересен, но субъективно хотелось бы выделить Наталию Херц и Александра Залозного с дрессированными попугаями ара и клоунов-эксцентриков Михаила Рамзина и Вячеслава Куркова, которые жонглировали кубиками, танцевали балет с кенгуру и буквально были на высоте, взлетев на воздушном шаре. Отдельный респект за иллюзионное шоу «Абстракция», ибо столь популярный во все времена жанр иллюзии в последние годы практически исчез с манежей московских цирков. В «Калейдоскопе фантазий» Дарья Костюк показывает номер «Чёрно-белое кино» с дрессированными собаками и аттракцион с гепардами, отмеченные наградами международного фестиваля циркового искусства.

«Цирк Дарьи Костюк»

«Цирк Дарьи Костюк»«Цирк Дарьи Костюк»«Цирк Дарьи Костюк»«Цирк Дарьи Костюк»«Цирк Дарьи Костюк»«Цирк Дарьи Костюк»«Цирк Дарьи Костюк»«Цирк Дарьи Костюк»«Цирк Дарьи Костюк»«Цирк Дарьи Костюк»«Цирк Дарьи Костюк»«Цирк Дарьи Костюк»«Цирк Дарьи Костюк»«Цирк Дарьи Костюк»«Цирк Дарьи Костюк»

На фото: фрагменты спектакля «Конструктор» (2014 год, Большой Московский цирк). Дарья Костюк исполнила главную роль в этой постановке, а её дрессированные собачки изрядно удивили публику разноцветьем окраса. Этот номер и сейчас остаётся в репертуаре «Цирка Дарьи Костюк», но в привычном чёрно-белом варианте.

«Цирк Дарьи Костюк»

Понаблюдать за репетицией с гепардами мне не довелось, на манеже в это время велась видеосъёмка для образовательного проекта «Тактики и практики», который рассказывает детям и взрослым о людях разных профессий. Дарья Костюк не только познакомила читателей с профессией дрессировщика, но и стала автором раздела о животных на сайте: http://taktikiipraktiki.ru/topics/lektorij/ushi-lapy-i-hvosty/

Дарья Костюк рассказывает о своих артистах:

В нашем номере в шоу «Калейдоскоп фантазий» выступают самоедские лайки, чёрный чау-чау, чёрные и белые немецкие шпицы и командор — редкая порода в цирке. Командор всем кажется позитивным, все хотят с ним сфотографироваться, но на самом деле он очень строптивый, дерзкий и злой парень. Для съёмок на телевидении я не боюсь привезти гепарда, но вот его не рискую выводить в люди.

В сегодняшних съёмках участвовали три собачки. Оскар — страшный болтун, парень немного с ленцой, но очень добрый. Нельсон — для породы чау-чау даже слишком умный пёс, он очень исполнительный пёсик, если что-то не получается, запутается, очень переживает. Ещё он настоящий охранник, всегда настороже, рычит и лает на посторонних. Шпиц Тоша — хитрый лис, который знает, где можно схитрить, отвертеться, но при этом очень умный и достоин уважения.

«Цирк Дарьи Костюк»

«Цирк Дарьи Костюк»«Цирк Дарьи Костюк»«Цирк Дарьи Костюк»«Цирк Дарьи Костюк»

«Цирк Дарьи Костюк»: http://daryakostyuk.ru

Рубрики: Репортаж, Интервью. Метки: животные, собаки, спектакль, цирк, обезьяна, шоу, гепард, тигр, питомник.

Другие публикации