Когда тринадцатилетнюю девочку зачисляют в штат Большого Московского цирка на должность артиста — по большому счёту это пока лишь шанс показать себя и далеко не все цирковые дети таким шансом смогли воспользоваться. Дарья Костюк трудностей не боялась, начала с джигитовки, но вскоре нашла себя в дрессуре животных — маленьких и больших. Сейчас она единственная в мире дрессировщица гепардов, Прима Большого Московского цирка, художественный руководитель и директор коллектива «Цирк Дарьи Костюк».
Цирковое искусство — оно настоящее, без дураков, расслабишься — сорвёшься. Да и принадлежность к известной цирковой династии это только стартовая площадка, а успех приходит с ежедневной тяжёлой работой на репетиционном манеже и никак иначе. В замкнутом пространстве все на виду и когда у молодых глаза горят, есть желание совершенствоваться, то найдутся люди с опытом, кто подскажет, поможет, подтолкнёт в нужном направлении. Наверное, Дарье Костюк повезло, что рядом оказалась такая наставница — Марина Маяцкая, которая в своё время посрамила скептиков и поставила аттракцион с грациозными, самыми быстрыми, но и пугливыми хищниками — гепардами.
Рассказывает Заслуженная артистка Российской Федерации Марина Маяцкая:
По-моему, Даша Костюк родилась в цирке, она с головы до пяток цирковой ребёнок, все цирковые дети с рождения находятся в этой атмосфере. Цирк — это жизнь, образ жизни. Дети постоянно находятся с родителями возле манежа, а потом в манеже. Они начинают участвовать в детских спектаклях в ролях Снегурочек, Снежинок. А когда вокруг животные, их невозможно не полюбить.
Мне импонирует Дашино желание браться за самое сложное: когда она ещё маленькой была, и в воздух лазила, и собак дрессировала, и с обезьянами работала. Обезьяны могут быть очень агрессивны, а Даша, совсем молодая девчоночка, не побоялась, вышла на манеж и работала с этими замечательными животными на гастролях нашего цирка в Японии.
А когда она сказала, что хочет сделать номер с гепардами, я была в шоке. «Тётя Марина, расскажите мне о гепардах…» Я поначалу засомневалась. Это безумно сложные животные, они настолько теплолюбивые, прихотливые в заботах, в лечении и в нашем климате плохо адаптируются. Чтобы создать тепличные условия, надо работать 24 часа в сутки, но Даша справилась, доказала, что можно возродить тот аттракцион, который я работала. И сделала это лучше меня, в современном ключе, дополнив дрессуру яркими красками шоу. Учителю приятно, когда ученик превосходит учителя. Даша просто умничка и у неё ещё очень много впереди.
Дарья Костюк о своих артистах:
Гепарды и дрессуре сложно поддаются, и трудно создать для них идеальные условия содержания, но когда ты общаешься с этими животными, все проблемы забываются. Они — сказочные животные. У меня нет одного любимчика, но есть гепард-девочка, которой я доверяю. Это Блейзи, настоящая и преданная подруга. Эти гепарды родились в питомнике в Кении и хотя по документам получается, что они родились в неволе, но на самом деле побегали по просторам Африки, играли со своими братьями-сёстрами и у них было полноценное детство.
Трусливый хищник — опасный хищник. Мне приходится быть вдвойне внимательной, потому что они могут не со зла, а случайно кинуться, испугавшись чего-то, а мне достанется. В вольере вместе живут самки и самцы, но потомства нет. Гепарды очень плохо размножаются в неволе и мы готовим отдельный проект, несколько территорий для них. Чтобы получить потомство, надо гепардов обязательно разделять, выжидать цикл, выжидать когда самка загуляет, правильно свести её с самцом — всё это кропотливая работа, а не дело случая.
Русский блоггер: Дрессировщик кошек Юрий Куклачёв рассказывал эпизод, когда во время зарубежных гастролей его пушистые артисты застряли в карантине и, чтобы не сорвать спектакль, Куклачёв за пару дней подготовил к выступлению нескольких местных кошек.
Дарья Костюк: За два дня с нуля подготовить номер, конечно, невозможно. В этой истории сработал профессионализм мэтра, он правильно обыграл повадки кошек. Например, кошка может пройти из пункта А до пункта Б по перекладине. Каждый номер это не только дрессура, но и режиссура. А научить ходить на задних или передних лапах, совместить несколько животных это очень трудоёмкая работа. С хищниками процесс ещё более длительный, их сначала надо приручить и только потом дрессировать.
У меня всё начиналось с лошадей, потом были медведи, собаки, пантера, ещё работала не в качестве дрессировщика, а как исполнитель с попугаями Татьяны Богданчиковой. Она тогда занималась главным проектом в своей жизни — носила ребёночка под сердцем и мне предложили поработать. Я вообще ничего не понимала в птицах, Татьяна стояла за кулисами и подсказывала. На тот момент мне медведь казался менее опасным, чем попугай со здоровенным клювом.
Русский блоггер: Частенько во время выступлений с животными что-то идёт не так. Однажды тигр зацепил дрессировщика, но тот не подал вида и только после спектакля Эдгард Запашный рассказал о мужестве своего коллеги. В другой раз попугай улетел куда-то на верхние ряды, решив поближе познакомиться со зрителями. А на международном фестивале носорог забыл сходить в туалет и собрался наложить кучу прямо на ковёр.
Дарья Костюк: Нештатные ситуации с животными бывают каждый день, с ними же не договоришься, у них нет трудового кодекса, штрафы не действуют. Мы готовы ко всему и должны оставаться артистами, готовыми обыграть происходящее, так преподнести зрителям эпизод, чтобы они не заметили.
Однажды у меня убежала обезьяна и после номера мы отправились на поиски. Молва привела в туалет, где в кабинке обнаружилась вжавшаяся в стену дама, а обезьяна прикладывала все усилия, чтобы её посильнее напугать. Главное, что женщина правильно себя вела и не совала руки к обезьяне.
Русский блоггер: Вам хватает общения с животными в цирке или дома тоже живут питомцы?
Дарья Костюк: Я почти всё время где-то вне дома и оставлять какую-нибудь зверюшку одну на восемнадцать часов с моей стороны было бы эгоистично и подло. А общения с животными мне всегда не хватает. Они дают необходимую энергетику и когда долго не вижу животных, хочется пойти пообниматься, поиграться.
Русский блоггер: Не так давно с участием Ваших коллег по Большому Московскому цирку был снят сериал о легендарной дрессировщице Маргарите Назаровой. Вы не хотели бы работать с крупными хищниками?
Дарья Костюк: Желание есть ещё много с кем поработать. Всё может быть, но на сегодняшний день я настолько влюблена в гепардов и столько разных планов, что просто надо правильно распределить своё время. Сейчас я полностью отдаюсь работе с гепардами. Мы заканчиваем шоу в Москве и на Новый год будем выступать в Минске.
Общение с Дарьей Костюк состоялось на новой концертной площадке «Вегас Сити холл», которая способна трансформироваться в цирковой манеж. Цирк Дарьи Костюк в течение двух недель показывал здесь шоу «Калейдоскоп фантазий» — полноценную программу с участием артистов разных жанров. Все номера шоу связаны одной сюжетной линией, историей о том, как сбываются фантазии маленькой девочки и её друзей.
Каждый номер по-своему интересен, но субъективно хотелось бы выделить Наталию Херц и Александра Залозного с дрессированными попугаями ара и клоунов-эксцентриков Михаила Рамзина и Вячеслава Куркова, которые жонглировали кубиками, танцевали балет с кенгуру и буквально были на высоте, взлетев на воздушном шаре. Отдельный респект за иллюзионное шоу «Абстракция», ибо столь популярный во все времена жанр иллюзии в последние годы практически исчез с манежей московских цирков. В «Калейдоскопе фантазий» Дарья Костюк показывает номер «Чёрно-белое кино» с дрессированными собаками и аттракцион с гепардами, отмеченные наградами международного фестиваля циркового искусства.
На фото: фрагменты спектакля «Конструктор» (2014 год, Большой Московский цирк). Дарья Костюк исполнила главную роль в этой постановке, а её дрессированные собачки изрядно удивили публику разноцветьем окраса. Этот номер и сейчас остаётся в репертуаре «Цирка Дарьи Костюк», но в привычном чёрно-белом варианте.
Понаблюдать за репетицией с гепардами мне не довелось, на манеже в это время велась видеосъёмка для образовательного проекта «Тактики и практики», который рассказывает детям и взрослым о людях разных профессий. Дарья Костюк не только познакомила читателей с профессией дрессировщика, но и стала автором раздела о животных на сайте: http://taktikiipraktiki.ru/topics/lektorij/ushi-lapy-i-hvosty/
Дарья Костюк рассказывает о своих артистах:
В нашем номере в шоу «Калейдоскоп фантазий» выступают самоедские лайки, чёрный чау-чау, чёрные и белые немецкие шпицы и командор — редкая порода в цирке. Командор всем кажется позитивным, все хотят с ним сфотографироваться, но на самом деле он очень строптивый, дерзкий и злой парень. Для съёмок на телевидении я не боюсь привезти гепарда, но вот его не рискую выводить в люди.
В сегодняшних съёмках участвовали три собачки. Оскар — страшный болтун, парень немного с ленцой, но очень добрый. Нельсон — для породы чау-чау даже слишком умный пёс, он очень исполнительный пёсик, если что-то не получается, запутается, очень переживает. Ещё он настоящий охранник, всегда настороже, рычит и лает на посторонних. Шпиц Тоша — хитрый лис, который знает, где можно схитрить, отвертеться, но при этом очень умный и достоин уважения.
«Цирк Дарьи Костюк»: http://daryakostyuk.ru
Рубрики: Репортаж, Интервью. Метки: животные, собаки, спектакль, цирк, обезьяна, шоу, гепард, тигр, питомник.