24.01.2017 14:31

Это всё. Что остаётся в наследие Формуле-1 от эпохи Берни Экклстоуна?

Текст: Кирилл Мушаков

Новые владельцы Формулы-1 отправили в отставку промоутера чемпионата Берни Экклстоуна. Что удалось сделать Экклстоуну за почти сорок лет во главе Формулы-1, и что он оставляет после себя?

Эпоха Берни Экклстоуна

Берни Экклстоун

Чем знаменит Экклстоун?

Возглавив Формулу-1 в момент одного из самых тяжёлых кризисов, Берни провёл серию через множество испытаний и проблем.
Начав карьеру гонщика, впрочем, не самую удачную, в конце сороковых годов, он быстро переключился на собственный бизнес и вернулся в гонки в конце пятидесятых как менеджер Стюарта Льюиса-Эванса и директор собственной команды BC Ecclestone. Однако трагическая гибель подопечного вновь отвернула будущего хозяина Формулы-1 от гонок.
Вновь Экклстоун оказался в мире Формулы-1 в 1972, выкупив Brabham. Под его руководством команда расцвела, боролась и выигрывала титулы, строила «гоночные пылесосы», ввела практику титульного спонсорства, а также, множество технических новинок, изменивших мир автогонок.
Нынешняя Формула-1 со всеми её достоинствами и недостатками — плод работы Экклстоуна. Репутация королевы автоспорта, гоночного гламура, смеси показной роскоши и высоких технологий — то, что годами нарабатывал Берни для своей серии. К сожалению, нынешний кризис, также следствие работы Экклстоуна.

Эпоха Берни Экклстоуна

Brabham BT46C, он же гоночный пылесос. Фото 1979 года.

Почему Берни уходит?

Новый владелец чемпионата – американский консорциум Liberty Media, имеет свои планы, в которые пожилой британец, борец с новыми технологиями и современными медиа-схемами, не вписывается.
Как бы то ни было, новые хозяева действительно хотят обновить застоявшееся болото Формулы-1 и желают видеть на постах руководителей новые лица, а не старика, заставшего на трассе Фанхио и Мосса и считающего главной проблемой нынешних гонок — отсутствие «того самого» звука моторов.
Берни уходит не сам, его увольняют с должности, предложив взамен символический пост «почётного президента». Только время покажет, насколько верен был такой шаг.

Какие проблемы необходимо решать новому руководству?

В наследство от ушедшей эпохи новые руководители получат богатейшую коллекцию проблем. Самые существенные — падение зрительского интереса и доходов от трансляций, гигантское расслоение доходов среди участников чемпионата, хронически бедственное положение частных команд. Непомерные поборы с трасс за право проведения гран-при заставляют частные автодромы в Европе отказываться от гонок. Под ударом оказались даже гран-при Великобритании и Италии, и это на фоне регулярных срыов гран-при Германии и надолго забытом гран-при Франции.
Не стоит забывать про жалобы зрителей на скучные гонки. Гегемоны последних лет со старта уходили в отрыв, предоставляя другим участником лишь право быть лучшими из остальных, и ловить редкие шансы при проблемах лидеров.
Технический регламент привёл к тому, что обгоны на трассах стали редки, и пришлось вводить искусственные средства, дающие преследователю фору при обгоне. Что снизило ценность обгона в глазах зрителей.
Новому руководству придётся не только придумывать, как вернуть в чемпионат интригу, зрелищность, драйв, но и решать множество финансовых вопросов.

Кто придёт на смену Экклстоуну?

Эпоха Берни Экклстоуна

Шон Братчесс (коммерческий директор), Чейз Кэри (исполнительный директор), Росс Браун (спортивный директор), фото с официального пресс-релиза Либерти Медиа.

Американцы поступили практично, поставив на руководящие должности людей, имеющих солидный опыт в своей сфере и отметившихся успехами в прошлом.
Пост спортивного директора занял Росс Браун, прославившейся, в том числе, уникальным результатом — за один единственный сезон во главе своей команды. Коллектив Брауна выиграл Кубок Конструкторов, чемпионом стал один из гонщиков команды Дженсон Баттон. Нет сомнений, что новый спортивный директор разбирается в современном автоспорте и понимает, как работать с командами, что делать с техническим регламентом, как сделать гонки интересней.
Коммерческим директором стал Шон Братчес, занимавший аналогичную должность в вещательной сети ESPN. Человек, имеющий опыт работы в гигантском медиаспортивном холдинге, без сомнений, не затеряется и в Формуле-1. Есть надежда, что американская практичность и свежий взгляд на ситуацию помогут исправить просчёты предыдущего руководства.
Первые шаги Чейза Кэри на посту исполнительного директора Формулы-1 демонстрируют, что новые хозяева, как минимум, не собираются бездумно эксплуатировать сложившуюся систему, а пытаются внести изменения, сделать современной не только обёртку спорта, но и содержание.
Впереди нас ждёт первый сезон без Берни Экклстоуна во главе «Большого цирка». Сезон по настоящему больших перемен. Новое руководство, новый технический регламент, новые шины. Очень хочется верить, что руководство не допустит фатальных ошибок, и Формулу-1 ожидает ещё один золотой век.

Рубрика: Разное. Метки: гонки, машины, формула-1, Берни Экклстоун, уход, болиды.

Другие публикации