Публика едва успела прийти в себя после фееричных «Мушкетёров», а МХТ имени Чехова приготовил зрителям новое представление с песнями, плясками, мужчинами в трико и дрессированными животными. Весь вечер на сцене отважный рыцарь Ланселот, прелестная барышня Эльза, три головы Дракона, учёный Кот и сверкающий проблесковым маячком кортеж Бургомистра. Константин Богомолов представляет «Дракона» — нестареющую пьесу Шварца о народе и власти, о войне и герое, причём без конкретных политических аллюзий.
Евгений Шварц написал притчу про Дракона, который правил городом несколько столетий, держа население в страхе, пока не нашёлся храбрый рыцарь Ланселот, избавивший горожан от деспотии огнедышащего чудовища. Но даже лишившись одного тирана, привыкшие к гнёту люди добровольно идут под власть другого. «Мне вчера дали свободу. Что я с ней делать буду?» — это не Шварц, это Высоцкий позже пел. «Вы слышите? Это можно!» — в отчаянии говорит людям Ланселот.
Мрачная атмосфера спектакля буквально держит в напряжении. Но не так страшен собственно тиран, как страшен «дракон в себе». Плохим быть легче, чем хорошим, подчиняться легче, чем думать и решать самому, а предать проще, чем спасти. В притчах Шварца, даже таких мрачных, как «Дракон», имеет место быть хэппи-энд, а вот в спектакле Богомолова финал истории каждый зритель определит для себя сам.
Богомолов говорит об очевидных вещах — нужно быть внимательнее к себе и к происходящему вокруг, быть честными и не бояться говорить правду. Вероятно, мало убить одного Дракона, чтобы наступило всеобщее счастье. Зло успевает пустить корни в человеческой душе и вот это зло и нужно победить. Иначе трон после смерти Дракона займёт ловкач Бургомистр, на смену которому придёт какой-нибудь ещё более подлый персонаж. А народ не дождётся перемен, за которые сражался храбрый Ланселот.
Рассказывает режиссёр Константин Богомолов: «Почему Шварц? Потому что это прекрасная, настоящая литература. Дальше начинается работа над материалом. Не особо хотелось делать спектакль про политику или сатирическое обозрение. Я зацепился за время написания «Дракона» — 1944 год, идёт Вторая Мировая война — и над автором, над страной, над миром нависает ощущение апокалипсиса. Пьеса проникнута какой-то дозой отчаяния в ожидании спасителя.
В отличие от «Дракона» Марка Захарова, который был снят на волне политических перемен, здесь актуальных цитат нет. Всё, о чём говорится, — вне конкретного политического момента, вне конкретного государства.
История этой жертвы, смерти Ланселота проникнута и отчаянием, и религиозным чувством. Красный цвет, выцветая, становится розовым. Красный цвет крови теряет свою поразительность, свою драматичность и порой превращается в розовый. Как стирается память. А это печально. В нашем странном спектакле Дракон — это то, что мы придумываем, материализуя собственную слабость, и оказывается, что пошлое розовое страшнее чёрного. Это о деградации, вырождении европейской цивилизации, о внутреннем состоянии человека. Да, в этом есть определённая провокативность. Но так я чувствую».
В спектакле принимают участие: Олег Табаков (Бургомистр), Игорь Верник (Дракон), Кирилл Власов (Ланселот), Надежда Калеганова (Эльза), Кирилл Трубецкой (Кот), Евгений Перевалов, Павел Табаков, Артём Панчик, Владимир Панчик, Ульяна Глушкова, Александр Булатов.
Премьера — на сцене МХТ имени Чехова 10 февраля 2017.
«Не бойтесь. Это можно — не обижать вдов и сирот. Жалеть друг друга тоже можно. Не бойтесь! Жалейте друг друга. Жалейте — и вы будете счастливы!»
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: война, спектакль, драма, Олег Табаков, МХТ имени Чехова.