17.03.2017 20:30

«Фро» — тема одиночества в Центре им. Вс. Мейерхольда

Текст и фото: Сергей Чалый

11 марта в Центр им. Вс. Мейерхольда состоялась премьера спектакля Михаила Рахлина «Фро» по рассказу Андрея Платонова.

Написанный уже далеко не молодым человеком, на собственном опыте познавшем и голодное детство в многодетной семье, и тяжелый труд с 14-ти лет, и ужасы гражданской войны, и эйфорию первых лет строительства нового мира, сменившуюся жестоким разочарованием и глубокими сомнениями в справедливости построенного общества, рассказ «Фро » ознаменовал собой очередной поворот в творчестве Андрея Платонова. Если в своих антиутопиях Платонов исследует устройство общества в целом, то в данном и других рассказах, опубликованных в сборнике 37-го года пристальному вниманию писателя подверглается внутренний мир отдельного человека, его чаяния и надежды, радости и горести, его быт и метания души. Этот небольшой рассказ об одиночестве, о неустроенности, о разрушении семьи в угоду несбыточной мечте о светлом будущем. Коммунистические идеологи приложили немало сил, утверждая примат общественных интересов над личными и двадцатилетние труды не пропали даром. Муж Фро Федор — талантливый инженер, искренне любит жену, тем не менее, уезжает далеко и надолго строить светлое будущее для всего человечества, не обращая внимания на страдания близкого человека. В жизни Фро также есть «одна, но пламенная страсть» — любовь к Федору. Без любимого Фро тоскует, чахнет, перестает следить за собой и квартирой, забрасывает учебу. Ее тоска всепоглащающа, но не беспросветна — у Фро есть надежда на возвращение Федора или хотя бы на письмо от него. Другое дело, отец героини — Нефед Степанович. Его одиночество окончательно и безнадежно. Он никому не нужен на этой земле: ни единственной дочери, поскольку мешает ей тосковать по мужу, ни на работе, где его из милости держат на должности дежурного механика. Поэтому он — старик, всю жизнь отдавший работе, так держится за эти редкие случайные рейсы. При этом он любит дочь, не обижается на ее грубости и десять дней ночует на вокзале, чтобы не стеснять Фро и ненадолго вернувшегося Федора. В образе Нефеда Степановича Платонов показал будущее, которое, вероятно, ожидает и Федора, так неосмотрительно разрушающего семью в угоду эфемерному «светлому будущему», а на самом деле, в угоду безжалостной пропагандистской машине. И хотя прямо о пропаганде в тексте Платонова ничего не сказано, но то и дело возникающие в речи персонажей словечки и выражения из лексикона агитпропа говорят сами за себя. В спектакле эта тема обозначена более наглядно с помощью кадров кинохроники, портретов вождя, да и некоторые эпизоды спектакля напоминают выступления синеблузочников.

Тексты Платонова, на мой взгляд, это всегда вызов режиссеру, поскольку перевести на язык визуальных образов тот намеренно сниженный, простоватый, наполненный канцеляризмами и агитационными штампами и при этом невероятно емкий и поэтичный язык, на котором говорят не только герои, но и сам автор, задача нетривиальная. Насколько она удалась создателям спектакля, не мне судить, могу лишь сказать, что смотреть спектакль интересно, действие развивается стремительно, много динамичных сцен, бескомпромисное колористическое решение — на сцене превалируют три цвета — белый, черный, насыщенный красный. В спектакле сохранены все сюжетные ходы рассказа, реплики персонажей взяты без изменений, и все же, да простят меня авторы постановки, я отчетливо понимаю, насколько некорректно сравнивать литературную основу и сценическое воплощение, но оригинальное произведение Андрея Платонова мне лично кажется глубже, пронзительней, тоскливей показанного спектакля. Возможно, причиной тому схематичность всех, за исключением Фро, персонажей, и выбеленные лица — маски тому подтверждение. Главную героиню окружают не живые люди, а обозначения людей, маски , знаки. Печально, что этой знаковости не избежал даже старик отец — потенциально очень богатый образ. Возможно, режиссер таким образом хотел показать восприятие окружающих одурманенной любовной тоской Фро, не знаю, строить догадки — занятие не благодарное. В любом случае, визуально спектакль очень хорош и, безусловно, достоин просмотра.

Премьера спектакля «Фро»

Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: жизнь, премьера, спектакль.

Другие публикации

09.08.2019 в 10:08

Однажды Тарантино побывал в Москве


Автор культовых картин «Убить Билла», «Криминальное чтиво», «Бесславные ублюдки» Квентин Тарантино представил в Москве свой новый фильм.

05.08.2019 в 01:53

Любовь, честь и отвага — «Три мушкетёра» в Московском музыкальном театре


30 июля в Московском Государственном музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачева с успехом прошла премьера мюзикла Владимира Качесова «Три мушкетёра».

19.07.2019 в 00:30

«Танцпол» — танцы со смертью


Очередная премьера Балета Москва в ЦИМе навеяна американскими танцевальными марафонами времен Великой депрессии.

12.07.2019 в 11:02

На сцене Театра Луны попробовали современный танец


В Москве в начале июля прошел фестиваль современного танца «Проба No 3», в рамках которого состоялись мастер-классы от топовых хореографов и танцовщиков.

02.07.2019 в 17:44

Страшно красивая премьера: Дом семи повешенных в Мастерской Петра Фоменко


В спектакле «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» всё смешано, все перепутано, все вывернуто наизнанку и доведено до максимального абсурда и сарказма.

28.06.2019 в 18:41

«Зобеида» — страшная сказка с хорошим концом


По сценарию спектакля «Зобеида» злой царь и колдун Синодаб развлекал себя тем, что похищал самых красивых девушек и обманом завоевывал их сердца.

27.06.2019 в 17:20

В поединке за сердце адмирала Нельсона побеждает Англия


Во МХАТе имени Горького под занавес сезона состоялись премьерные показы спектакля «Леди Гамильтон» в постановке Александра Дмитриева.

15.06.2019 в 22:00

Уроки ОбщеЖития в стиле contemporary dance


«ОбщеЖитие» - это совместное существование, уклад жизни, поиск своего места среди людей, школа построения отношений.

08.06.2019 в 21:38

Моя прекрасная леди


Сюжет о простой цветочнице, которая усилиями педагога превращается из «гадкого утенка в прекрасного лебедя» и о чувстве вспыхнувшем между ними, поразил Аллу Сигалову.

07.06.2019 в 12:42

Высокая вода венецианцев


Мы видим человека, нет, не смирившегося со своей участью, скорее умиротворенного, готового принять свою судьбу, но не оставляющего надежды на благополучный исход.

22.05.2019 в 10:46

Поющие в советском терновнике


Первая шокирующая деталь – режиссёр разместил актёров спектакля «Московский хор» не на сцене, а в зрительном зале.

25.04.2019 в 12:26

Спасите умирающее сердце


Иногда нам так необходима обыкновенная история с простыми человеческими чувствами, болью, одиночеством, трепетом и страхом смерти.

21.04.2019 в 16:41

Венеция, Монако, Пупзения и другие проблемы геополитики в одной парижской квартире


12 апреля на экспериментальной сцене Театра Российской армии состоялась премьера комедии «Венеция в снегу» в постановке Татьяны Морозовой.

08.04.2019 в 21:48

Вечный Мэр, ЛОХи и ОРКи в спектакле Максима Виторгана о городе Лжедмитрове


Театральная критика ещё до премьеры дружно обругала спектакль Максима Виторгана «В городе Лжедмитрове», подвергнув сомнению его способности как режиссёра.

31.03.2019 в 20:17

Конфликт поколений в эпоху интернета


Интрига в спектакле «Это всё она» начинается еще до начала действия, когда зрителей приглашают прямо на сцену, где стулья расположены спиной друг другу.