17.03.2017 20:30

«Фро» — тема одиночества в Центре им. Вс. Мейерхольда

Текст и фото: Сергей Чалый

11 марта в Центр им. Вс. Мейерхольда состоялась премьера спектакля Михаила Рахлина “Фро” по рассказу Андрея Платонова.

Написанный уже далеко не молодым человеком, на собственном опыте познавшем и голодное детство в многодетной семье, и тяжелый труд с 14-ти лет, и ужасы гражданской войны, и эйфорию первых лет строительства нового мира, сменившуюся жестоким разочарованием и глубокими сомнениями в справедливости построенного общества, рассказ “Фро ” ознаменовал собой очередной поворот в творчестве Андрея Платонова. Если в своих антиутопиях Платонов исследует устройство общества в целом, то в данном и других рассказах, опубликованных в сборнике 37-го года пристальному вниманию писателя подверглается внутренний мир отдельного человека, его чаяния и надежды, радости и горести, его быт и метания души. Этот небольшой рассказ об одиночестве, о неустроенности, о разрушении семьи в угоду несбыточной мечте о светлом будущем. Коммунистические идеологи приложили немало сил, утверждая примат общественных интересов над личными и двадцатилетние труды не пропали даром. Муж Фро Федор – талантливый инженер, искренне любит жену, тем не менее, уезжает далеко и надолго строить светлое будущее для всего человечества, не обращая внимания на страдания близкого человека. В жизни Фро также есть “одна, но пламенная страсть” – любовь к Федору. Без любимого Фро тоскует, чахнет, перестает следить за собой и квартирой, забрасывает учебу. Ее тоска всепоглащающа, но не беспросветна – у Фро есть надежда на возвращение Федора или хотя бы на письмо от него. Другое дело, отец героини – Нефед Степанович. Его одиночество окончательно и безнадежно. Он никому не нужен на этой земле: ни единственной дочери, поскольку мешает ей тосковать по мужу, ни на работе, где его из милости держат на должности дежурного механика. Поэтому он – старик, всю жизнь отдавший работе, так держится за эти редкие случайные рейсы. При этом он любит дочь, не обижается на ее грубости и десять дней ночует на вокзале, чтобы не стеснять Фро и ненадолго вернувшегося Федора. В образе Нефеда Степановича Платонов показал будущее, которое, вероятно, ожидает и Федора, так неосмотрительно разрушающего семью в угоду эфемерному “светлому будущему”, а на самом деле, в угоду безжалостной пропагандистской машине. И хотя прямо о пропаганде в тексте Платонова ничего не сказано, но то и дело возникающие в речи персонажей словечки и выражения из лексикона агитпропа говорят сами за себя. В спектакле эта тема обозначена более наглядно с помощью кадров кинохроники, портретов вождя, да и некоторые эпизоды спектакля напоминают выступления синеблузочников.

Тексты Платонова, на мой взгляд, это всегда вызов режиссеру, поскольку перевести на язык визуальных образов тот намеренно сниженный, простоватый, наполненный канцеляризмами и агитационными штампами и при этом невероятно емкий и поэтичный язык, на котором говорят не только герои, но и сам автор, задача нетривиальная. Насколько она удалась создателям спектакля, не мне судить, могу лишь сказать, что смотреть спектакль интересно, действие развивается стремительно, много динамичных сцен, бескомпромисное колористическое решение – на сцене превалируют три цвета – белый, черный, насыщенный красный. В спектакле сохранены все сюжетные ходы рассказа, реплики персонажей взяты без изменений, и все же, да простят меня авторы постановки, я отчетливо понимаю, насколько некорректно сравнивать литературную основу и сценическое воплощение, но оригинальное произведение Андрея Платонова мне лично кажется глубже, пронзительней, тоскливей показанного спектакля. Возможно, причиной тому схематичность всех, за исключением Фро, персонажей, и выбеленные лица – маски тому подтверждение. Главную героиню окружают не живые люди, а обозначения людей, маски , знаки. Печально, что этой знаковости не избежал даже старик отец – потенциально очень богатый образ. Возможно, режиссер таким образом хотел показать восприятие окружающих одурманенной любовной тоской Фро, не знаю, строить догадки – занятие не благодарное. В любом случае, визуально спектакль очень хорош и, безусловно, достоин просмотра.

Премьера спектакля «Фро»

Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»Премьера спектакля «Фро»
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: жизнь, премьера, спектакль.

Другие публикации

21.01.2021 в 02:53

Как коррупция и ложь погубили империю


Пьеса «Ромул Великий» была написана Фридрихом Дюрренматтом в 1948 году и обозначена автором как «исторически недостоверная комедия».

20.01.2021 в 11:41

Лес рубят – щепки летят


20 и 21 января МХАТ им.Горького представляет премьеру спектакля «Лес» по пьесе Александра Островского.

17.12.2020 в 10:24

Якубович молится за нас


МХАТ им.Горького поставил спектакль о православной Вере с участием Дмитрия Певцова, Алисы Гребенщиковой, Леонида Якубовича.

19.03.2020 в 11:24

Нонна Гришаева наконец получила роль Людмилы Гурченко!


В спектакле Вахтанговского театра «Люся. Признание в любви» Нонна Гришаева - настоящий атомный взрыв на сцене!

11.03.2020 в 23:13

Малый театр отметит день рождения Эйнштейна премьерой спектакля «Физики»


Попав внутрь элитной лечебницы для душевнобольных, инспектор полиции пытается понять, что на самом деле скрывается за его роскошным фасадом...

21.02.2020 в 00:11

«Три сестры» вернулись на Тверской бульвар


В МХАТ имени Горького 20 февраля состоялась премьера восстановленного спектакля «Три сестры» по пьесе Антона Чехова.

20.02.2020 в 00:59

Не про любовь. Ромео и Джульетта в РАМТе


14 февраля, в день всех влюбленных, в РАМТе состоялась очень созвучная празднику премьера: «Ромео и Джульетта».

17.02.2020 в 21:27

Три сестры сварили варенье в МХАТ


В МХАТ имени Горького начались прогоны спектакля «Три сестры» - реконструированной версии постановки Владимира Немировича-Данченко 1940 года.

16.01.2020 в 00:27

Трамвай иллюзий на языке жестов


В Центре Драматургии и Режиссуры на Беговой необычная премьера — спектакль «Белые деревья. Иллюзии» по мотивам пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание».

10.10.2019 в 18:46

Мюзикл Вий. Гоголь бы влюбился!


На сцене КЦ «Москвич» с аншлагом прошла премьера музыкального спектакля по мотивам популярной мистической повести.

03.10.2019 в 21:12

Джокер, которого мы заслужили


Реалистичная история со страниц комикса, без тонны пиротехники, компьютерной графики и супергероев.