Дарья Николаевна Салтыкова (в девичестве Иванова), русская помещица, родилась в 1730 году. Одвовев 26 лет от роду, отличалась исключительной жестокостью и буйным нравом. Замучила и убила по разным данным от 40 до 70 человек своих крепостных, за что была приговорена к пожизненному заключению без света и человеческого общения в «покаянной» камере, лишена дворянского звания и права именоваться родом отца или мужа. Бесчинствовала Дарья около 5 лет, в заключении, включая годы следствия, она провела 40 лет. За это время так и не раскаявшись. К концу своей жизни Салтычиха почти лишилась человеческого облика, как внешне, так и внутренне, превратившись в озлобленное загнанное животное.
16 марта 2017 года в Центрально Доме Актера на Арбате состоялась премьера спектакля «Салтычиха» (режиссер Захар Хунгуреев) по пьесе Вадима Леванова «Кровавыя барыни Дарьи Салтыковой, московской столбовой дворянки, правдоподобное и елико возможно достоверное жизнеописание». В спектакле заняты актеры Ирина Артемьева, Анна Громова, Елена Жура, Александр Яц, Владимир Невгоденко, Юрий Лунгул, Иван Тенчинский и Алексей Левшин.
По поводу «правдоподобного» и «достоверного» жизнеописания…. В пьесе иногда используются литературные цитаты и зачитываются факты из жизни помещицы. Однако, действие, происходящее на сцене, с точки зрения автора должно отражать внутренний мир главной героини, потому что внешне это не имеет ничего общего с исторической реальностью. Поэтому не ждите воспроизведения быта и костюмов наших предков, не надейтесь, что с вами будут разговаривать языком 18 века, а также я подозреваю, что образ мыслей и поведение современной молодежи и их ровесников из 1750 года будут несколько отличаться.
Предположим, что голым торсом на нашей сцене уже давно никого не удивишь. По большому счету, все задницы мало чем отличаются друг от друга и поэтому совсем не интересны. Явная порнуха не заводит в наше время (увы!) уже даже пятнадцатилетних пацанов. Это все не работает по причине многолетней общедоступности. Тогда возникает вопрос: зачем?
Что почувствует зритель, наблюдая за разнообразным общением героев пьесы? Какой зверь проснется в вас? Готовы ли вы посмотреть ему в «лицо»? Вам жалко Салтычиху? Может быть, она вообще ни в чем не виновата? Как писал в одном из своих стихов Юлий Ким: «… О Господь! Это он меня сделал скотом! Это он виноват, а не я!»
Историки пишут, что Дарья Николаевна была чрезвычайно набожна. Прошу не путать набожность и праведность. Набожность без любви есть трусость, страх за свою шкуру, переходящий в подлость и зверство. И Бог здесь ни при чем. Потому что не Он кормит и растит наших зверей. Это мы делаем сами. Добровольно.
Меня не удивили подробности интимных отношений героев пьесы. Меня удивила девочка-эльф, перевязанная бинтами и с ошейником на шее, которая сказала, что ей очень нравится ее героиня…
Самым приличным, милым и домашним персонажем «Салтычихи» является маркиз де Сад, который всегда одет, тихо и мирно сидит себе на табуретке, а если говорит, то только по-французски.
Для кого этот спектакль. Для в меру циничных людей и крепкими нервами и пустым желудком.
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: премьера, спектакль.