2 апреля в театре «МОДЕРН» открылась детская студия. Художественный руководитель театра Юрий Грымов не обещает юным студийцам невероятной сценической карьеры, но гарантирует, что они узнают тайны актёрской профессии, откроют в себе много нового и с пользой проведут время. А некоторыми тайнами театра «МОДЕРН» худрук поделился на импровизированном «родительском собрании».
Преподавать в детской театральной студии будут квалифицированные педагоги, а приглашённые актёры, певцы, режиссёры проведут мастер-классы. Так 23 апреля с ребятами будет заниматься Анна Ардова, затем пройдут мастер-классы Этери Бериашвили, Валерия Брейтбурга, Наталии Быстровой, Егора Дружинина, Оскара Кучеры, Александра Олешко, Михаила Полицеймако и других. Студийцами могут стать дети от 7 до 15 лет, а в перспективе возможно создание театральной студии для взрослых – для получения второго образования.
Любопытно, что несколько десятилетий в этом дореволюционном здании на Спартаковской площади размещалось детское учреждение, в разные годы менявшее названия, из которых самое привычное – Дворец пионеров. В его театральном кружке бесплатно занимались юные Лев Дуров, Алла Ларионова, Ролан Быков и ещё сотни ребят, не снискавшие всенародной известности, но приобщившиеся к особенной атмосфере театрального закулисья. Наверняка многие из них с симпатией и ностальгией вспоминают пионерское детство.
Можно сказать, что Юрий Грымов возродил некоторые традиции этого места, но есть нюанс: бюджет театра «МОДЕРН» некорректно сравнивать с социальной щедростью Советского государства, поэтому сейчас занятия в студии платные. По словам Юрия Грымова, расценки за обучение разумные, особенно если вспомнить, какое место занимает образование в отечественной современной политике. Справочно: бюджет одного Гарвардского университета почти в три раза превышает расходы на образование всей Российской Федерации.
После переселения Дворца пионеров в новое здание здесь обосновался театр «Модернъ», подававший большие надежды, но в последние годы пребывавший в стагнации. Смена руководства была вопросом времени и это время пришло за пару дней до Нового 2017 года. Театр был вручён Юрию Грымову почти как новогодний подарок, а в роли Деда Мороза выступил Департамент культуры города Москвы. Такая ситуация безусловна приятна для любого масштабно мыслящего творческого человека, хотя «подарок» местами напоминал троянского коня.
С какими проблемами пришлось столкнуться новому худруку, для чего создана детская студия, какие наряды должен иметь в гардеробе каждый уважающий себя театрал, рассказывает Юрий Грымов:
«Я с детства танцевал, рисовал, но до двадцати пяти лет не знал, кем буду. Инвестировать надо в самого себя, в своё образование, в свои знания. Я скептически отношусь к детским заявлениям, что вот мы будем актёрами. Не будут они, когда вырастут, ни актёрами, ни режиссёрами, но мне кажется важным, чтобы сейчас дети правильно расставили приоритеты, познакомились с профессией, узнали, в чём её сложность. Конечно, через «попробовать». Но, пожалуйста, без иллюзий: профессии пять лет учат и ещё десять лет работают, это сложная работа, требующая больших усилий. Относитесь к студии как к образовательному моменту. Дети должны оставаться детьми.
Здесь будут прочитаны лекции о японском, греческом, европейском театре, мы покажем разницу, чем они отличаются. И ребёнок будет иметь возможность сыграть как японец, как грек. И с разными жанрами познакомим, и как правильно общаться, грамотно строить свою речь, понимать разницу между хорошим и плохим хотя бы в творческой составляющей в виде спектакля или кинофильма. Мы хотим, чтобы учащиеся научились беречь своё мнение и могли оценить эту разницу между хорошим и плохим, не доверяясь масс-медиа. Будут и обязательные домашние задания.
Это факультатив, школа, какая-то игра, но всё равно насилие. Образование невозможно без насилия и от родителей требуется мужество находить ответы на «я устал, мне надоело». Поплакал, вытер сопли, пошёл дальше. Возможно ли прочитать четыре тома «Война и мир» без насилия? Но надо пройти, заставить себя. Среди учеников престижной школы был один восьмилетний мальчик хулиганистого вида, он очень яркий, рассуждает, пишет книги, романы. Он даже снялся у меня в фильме «Три сестры», у него – дар. А другая девочка смотрит с отцом фильмы ужасов и, когда мы писали детскую сказку в разных жанрах про котят, предложила в жанре ужасов провернуть котят в мясорубке. На полном серьёзе, я клянусь вам.
Когда маленьких детей выводят на модный подиум – это катастрофа, они сразу начинают кокетничать, потому что там нет пота, нет ремесла, нет жёсткого отношения, а мы хотим говорить с детьми, как с людьми, чтобы им было интересно. Приходите на наши мастер-классы всей семьёй, это будет и вам полезно, откроете для себя много нового. В принципе, я не против участия детей-студийцев в репертуарных постановках, но там всё жёстко, у непрофессионала на профессиональной сцене не будет рядом педагога. Я лучше возьму невысоких двадцатилетних актрис, которые сыграют детей.
Мы не будем допускать на занятиях смартфоны, поставим администратора возле стола с телефонами и, если позвонит мама, позовём ребёнка. Мы первый раз собираем такую школу и ждём ваши пожелания и предложения. Вы совершенно спокойно можете обращаться прямо ко мне, если дирекция что-то недосмотрела, то виноват в этом я и вы совершенно спокойно можете обращаться прямо ко мне».
Юрий Грымов: «Актёр это тяжёлая профессия. На кастинг в наш театр поступило больше тысячи анкет от профессиональных людей, звёзды приходят, стоят в очереди и 10-15% кандидатов очень хорошие, они безработные и хотят работать. Это же шок. Это неблагодарная и жертвенная профессия. В новом спектакле сейчас репетируют неземные актёры с тяжёлой судьбой, звезда Эфроса Анна Каменькова, Игорь Яцко. Каменькова играет в спектакле важную, но небольшую роль, появляясь в конце первого и в начале второго акта. Но я хочу, чтобы наши актёры увидели что такое не просто яркая индивидуальность, а высокий стиль и актёрская культура.
В ближайшее время в театр «МОДЕРН» нельзя будет попасть, мы очень лихо продаём билеты на премьеру «О дивный новый мир». Пока выпустили детский спектакль «Сказки простого карандаша» (по сказкам Евгения Клюева). Я считаю, что это хорошая трогательная и познавательная история и есть смысл сходить на этот спектакль. Не люблю детские спектакли, где кривляются непонятные люди,- и дети не понимают, и родители с ума сходят. А «Сказки простого карандаша» – это нормально, в меру драматично и есть, где улыбнуться.
Мы вводим дресс-код для зрителей: с 23 мая в театр на вечерние спектакли нельзя будет прийти в кроссовках и джинсах, никаких толстовок и рюкзаков – будем возвращать деньги за билеты, тема закрыта. Днём можно, вечером – будьте любезны! – мужчины в костюмах, дамы – в платьях или в брючных костюмах. И на прессу дресс-код распространяется, чтобы не было, как на недавней премии «Ника», когда на полу сидят люди в непонятных позах и с тремя рюкзаками. Чтобы фотографы не мешали зрителям, накануне пройдёт пресс-показ фрагментов спектакля для фотосъёмки. А на премьеру аккредитованный пишущий журналист должен приходить в костюме. Мой монастырь – мои правила.
В фойе будет играть тапёр, для взрослых зрителей бесплатное шампанское, сок для детей. Даже звонки перед спектаклем авторские, музыку пишут Дашкевич. В Большом зале очень удобные кресла, причём с любого из нынешних 320 мест хорошо видно сцену, в Лондоне нет таких помещений, это всё суперпартер. В антракте зрители могут пообедать в буфете, предварительно сделав и оплатив заказ на сайте.
Исторические интерьеры Хлебной биржи воспроизводить не будем, тут ещё и московская масонская ложа размещалась до революции и нас уже обвинили, что я звезду сделал эмблемой. На бывшем складе зерна во дворе за зданием театра будет построена новая сцена-трансформер, её можно арендовать для проведения ивентов. Когда разберём завалы во дворе, можно организовать парковку для зрителей на 30 машин. А на реконструкцию театра пока нет денег: ещё придётся платить штрафы за все здешние вакханалии прошлых лет».
Юрий Грымов: «Меня назначили в театр «МОДЕРН» перед Новым годом, я пришёл сюда 3 января и – ужаснулся. Я избалован хорошими актёрами и, честно говоря, переживал. Мы уже расстались с десятью актёрами, которые были профнепригодны, но остальные тридцать пять они обалденные, они расцвели, они очень хорошие, и взрослые, и средние, и молодёжь. Из РАМТа пришёл талантливый Виктор Потапешкин, через год-два будет звездой.
У нас нет крепостного права, но требования жёсткие, репетиции идут практически ежедневно и артист не может приходить на них неподготовленным, а я с этим сталкивался в других театрах. Не один театр существует на старом репертуаре за счёт аренды и буфета. У меня не будет и пьяных монтировщиков, падающих прямо на сцене. Если такое здесь случится – до свидания за 24 часа, а если дирекция не сможет найти нового, то сам директор встанет вместо монтировщика. Здесь не будет ситуации, когда всем пофиг.
Труппа как таковая есть с зарплатой по ставке 22 000 рублей, но мы с артистами так договорились: заключаем срочные контракты и все вместе пытаемся зарабатывать деньги. В этом театре раньше артистам запрещали сниматься в кино и сериалах, а мои пусть где хотят снимаются, звёзды будут – Носик, Балуев, Суханов, Пашутин и многие другие ждут своего сценария. Мы должны сейчас выпустить Хаксли, а потом ещё три спектакля до конца года. Несколько спектаклей из старого репертуара уже сняты, зато переносим сюда мой детский спектакль «Затерянный мир». Вот ещё говорят, что нет пьес – это не так, на днях приезжал известный украинский драматург, принёс прекрасные пьесы – только ставь или кино снимай.
Я хочу поставить «Войну и мир», и в этом спектакле, над которым работаю уже несколько лет, будет занято около 70 человек. Полностью это произведение Льва Толстого никто не ставил, а мы ухитрились сохранить главные сюжетные линии».
Рубрика: Интервью. Метки: дети, репетиция, театр, спектакль, образование.