Конца нет жертвам, и они не впрок!
Чем больше их, тем более тревог.
Завидней жертвою убийства пасть,
Чем покупать убийством жизнь и власть.
«Макбет» Шекспир.
Московский театр-студия под руководством Олега Табакова представил на суд зрителей инсценировку очерку Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» под названием «Катерина Ильвовна». Сразу оговоримся, что слово «инсценировка» категорически не подходит к действию, происходящему на сцене. Но давайте по порядку.
Пластическая драма. Потому что все, что делают актеры — это непрерывный танец. Танец на грани и за гранью. На грани физических возможностей. За гранью привычного представления о классической постановке. Режиссер-постановщик Алла Сигалова создала с помощью танца единую картину, художественное полотно, в котором нет ни одного незаполненного места, ни одной непрописанной детали, в котором все есть причина и следствие и ничего лишнего.
Музыка. Нет. Музыкальная среда спектакля. Это не просто отдельные композиции. Это лоскутное одеяло, собранное из тысячи разноцветных кусочков тканей в одну логически завершенную картину. Звуки: хлопанье дверей, лязг цепей, скрежет, колокольный звон, акапелльное пение. И почти никаких слов. В спектакле есть не более пяти коротких диалогов, буквально, по 2-3 минуты. И это на 1час 40 минут непрерывного действия! При этом сюжет совершенно понятен, что достигается исключительно за счет движения и звуковых эффектов. Основная масса песен — это народные песни, исполненные не профессиональными певцами, а собранные в этнографических экспедициях, своего рода, бесценный материал, бережно вставленных в оправу произведения «самого русского из всех русских писателей».
Сюжет. К сожалению, он никогда не терял своей актуальности. Екатерина Измаилова, девушка из бедной семьи, выдана замуж за богатого нелюбимого мужа, который старше ее на 25 лет. Они замкнуто живут в богатой купеческой усадьбе, детей нет, что очень печалит Катю и усиливает ее, и без того, бесконечную тоску, взращенную на почве общей нелюбви и одиночества. Через 5 лет такой жизни у Екатерины Львовны возникает роман с местным приказчиком Сергеем. В результате этой связи сначала умирает свекр, узнавший о прелюбодеянии и за это отравленный своей невесткой, затем любовники вместе убивают Катиного мужа, решившего застукать неверную жену, а потом в усадьбу приезжает мальчик Федя — племянник убитого мужа. Оказывается, что именно ему, Феде, принадлежит больше половины капитала, на который торговал усопший купец. Так как Федя «угрожает» материальному благополучию пары, его тоже убивают. Душат подушкой. Вдвоем. Именно эту сцену видят в окно дворовые люди: «Зрелище было страшное. Катерина Львовна глянула повыше толпы, осаждающей крыльцо, а через высокий забор целыми рядами перелезают на двор незнакомые люди, и на улице стон стоит от людского говора.» Уже в остроге Катя все-таки родила ребенка, которого так долго ждала и хотела, но даже не взглянула на него, только сказала: «Ну его совсем» (в спектакле актриса тряпками, вынутыми из «беременного живота», моет пол). После этого Сергей и Катерина отправились по этапу в Сибирь, на каторгу. По пути бывший любовник как мог издевался над ненавистной теперь «возлюбленной». В итоге, Катя тонет, прихватив с собою очередную пассию Сергея — Сонетку.
О чем спектакль? О нас. О том, что не любую цену можно заплатить за «счастье»; что обман и убийство — это страшная почва, на которой может расти только ненависть. О том, как беззащитны бывают люди, когда сами, по своей воле, ставят себя вне закона. О том, как быстро и незаметно на смену страсти приходит безумие.
В спектакле занята почти вся труппа театра. Главные роли исполняют актриса МХТ имени Чехова Ирина Пегова (Катерина Измаилова) и актер театра имени Евгения Вахтангова Александр Горбатов (Сергей). Профессиональная актерская игра на грани физических и эмоциональных возможностей, много ярких красок, световых эффектов и даже подводная съемка в финале — сцена борьбы Кати и Сонетки. Приятного просмотра.
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: жизнь, театр, спектакль, драма.