08.05.2017 13:19

Метро военное

Текст и фото: Евгений Чесноков
Фото: https://pastvu.com

В старейшем столичном электродепо «Северное» вспоминали военные годы. Участники митинга, посвящённого 72-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне, почтили память погибших минутой молчания и возложили цветы к обелиску. Ветераны делились воспоминаниями, прозвучали песни военных лет в исполнении Академического хора Московского метрополитена, руководитель Департамента транспорта Максим Ликсутов и начальник метрополитена Дмитрий Пегов поздравили коллег с Днём Победы.

«День Победы – это великий праздник, знаменующий общий подвиг нашего народа. Сегодня мы благодарим ветеранов-метрополитеновцев за подаренное нам мирное небо над головой и чтим память героев, которые так и не вернулись с фронтов этой страшной войны», – сказал начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В этот же день по распоряжению Наркомата путей сообщения началась мобилизация, треть работников метрополитена сразу ушли в действующую армию, истребительные батальоны и народное ополчение. Многие из них, имея на руках удостоверение об отсрочке от призыва в армию, уходили добровольцами.

С первых же дней войны на площадках вагоноремонтных и механических мастерских были организованы работы для нужд фронта. В электродепо «Сокол» был налажен выпуск военной продукции: здесь делали корпуса мин, снарядов и гранат, а в механических мастерских ремонтировали танки.

22 июля 1941 года в Москве впервые прозвучал сигнал воздушной тревоги. Во время налётов вражеской авиации станции и тоннели метро превращались в убежища для москвичей. При объявлении сигнала «воздушная тревога» происходила немедленная остановка движения поездов и население размещалось под землей. В ночное время вне зависимости от налетов люди могли проходить в метро на ночевку до пяти часов утра. Женщины с детьми размещались на ночлег в вагонах, стоящих у платформ. Остальные ночевали в тоннелях.

На всех станциях были установлены откидные металлические мосты для спуска с платформы в тоннель, оборудованы фонтанчики с питьевой водой и туалеты, завезены леревянные топчаны и детские кроватки. Для укрытия горожан использовались как действующие, так и недостроенные станции. Под землёй можно было получить медицинскую помощь, за время воздушных тревог в Московском метрополитене родилось более двухсот новых жителей столицы.

На некоторых станциях метро разместились военные и государственные учреждения. Уже на второй день войны станция «Кировская» была закрыта для пассажиров и переоборудована под командный пункт Генштаба. На станции «Красные ворота» создан командный пункт Наркомата путей сообщения.

15 октября 1941 года был получен приказ закрыть метрополитен. Его планировалось уничтожить, а оставшиеся вагоны и оборудование — эвакуировать. Ночью началась подготовка к затоплению метрополитена и минирование объектов, на станции «Динамо» приступили к демонтажу эскалаторов, а в электродепо «Сокол» готовились к эвакуации вагоны. Утром 16 октября впервые с начала эксплуатации метро не было открыто. Это решение было признано ошибочным и движение поездов возобновилось.

Метрополитеновцы трудились на строительстве оборонительных рубежей столицы, собирали деньги для нужд фронта, на эти средства были построены три танка и бронепоезд «Московский метрополитен», принявший участие в боях на Курской дуге. Сталин отправил телеграмму: «Прошу передать работникам Московского метрополитена, собравшим 706 тысяч рублей на строительство бронепоезда, благодарность Красной Армии». За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны и надёжное укрытие населения во время бомбежек в 1947 году Московский метрополитен был награждён орденом Ленина.

В декабре 1941 года возобновилось прерванное строительство новых линий метрополитена. В январе 1943 года был введён в эксплуатацию участок от «Площади Свердлова» до «Завода имени Сталина», а спустя год от Курского вокзала до Измайловского парка. В дни войны были построены станции «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Автозаводская», «Семёновская», «Бауманская», «Электрозаводская» и «Партизанская».

Рубрика: Разное. Метки: митинг, война, транспорт, депо, ветеран, праздник, тоннель, время, поезд, почтили память, поезда, вокзал, Московский метрополитен.

Другие публикации

13.07.2019 в 23:16

«Город на память». 488. Фили «для служебного пользования»


«Город на память» показывает не только «застывшую в камне музыку» (как назвал архитектуру Иоганн Вольфганг Гете), но и живую современную жизнь мегаполиса.

13.07.2019 в 15:47

Для выхода из вагона нажмите кнопку


На Филёвской линии эксплуатируются модернизированные поезда «Москва».

08.05.2019 в 22:39

Парад победы за пределами столицы


К параду победы готовятся не только в столице. Посмотрите как там в Воронеже.

10.03.2019 в 12:43

«Город на память». 438. Метро никогда не спит


Но и ночью метро не спит - на станциях проводят уборку, в тоннелях проверяют состояние путей, а в электродепо поезда готовят к новому рабочему дню.

25.02.2019 в 15:15

Марш памяти Немцова


24 февраля, в годовщину гибели Бориса Немцова у стен Кремля, в 10 городах России прошли памятные марши.

18.01.2019 в 03:33

«Город на память». 427. Тверская улица и Пушкинская площадь


Бронзовый Пушкин работы Александра Опекушина стал одним из символов Москвы, но привычное нам место на Пушкинской площади скульптура заняла не сразу.

16.01.2019 в 12:30

«Город на память». 426. Тверская улица, Страстной монастырь, «Известия»


Складывавшийся веками архитектурный ансамбль Страстного монастыря был разрушен при советской власти, чуть раньше на площади выросло здание газеты «Известия».

28.12.2018 в 17:27

«Город на память». 416. Улица 1905 года


Пресня - пролетарский район и, помимо наиболее известной Прохоровской мануфактуры, здесь было немало других предприятий, например, фабрика Мамонтовых (завод «Лакокраска»)

27.12.2018 в 21:25

«Город на память». 403. Рязанский проспект и электродепо «Выхино»


По этому тракту шли на Москву орды хана Батыя, войска Дмитрия Донского направлялись на Куликово поле, полки Ивана Грозного двигались завоёвывать Казань.

26.12.2018 в 00:11

«Город на память». 382. Большая Дмитровка дворянская


На Дмитровке начинался важнейший торговый путь к верховьям Волги на Дмитров, здесь давали балы и играли спектакли, построили электростанцию и хранили ленинский архив.

22.12.2018 в 01:50

«Город на память». 356. Бауманская улица от промзоны до метро


Главной улицей посёлка иноверцев - Новой Немецкой слободы - стала Большая улица, известная позднее как Немецкая, а ныне - Бауманская.

14.12.2018 в 07:45

«Город на память». 300. Электродепо «Северное», «Сокол», «Измайлово»


В штате Московского метрополитена более 45 000 сотрудников и многие из них - инженеры, механики, слесари - трудятся в депо, обеспечивая комфорт и безопасность пассажиров.

12.12.2018 в 13:20

«Город на память». 283. Чистые пруды


Чистый пруд известен с XVII века как Поганые болота или «Поганая лужа» (в него сбрасывались отходы располагавшихся неподалеку мясных лавок и боен «Животинного двора»).

11.12.2018 в 22:08

«Город на память». 277. От «Первомайской» до «Первомайской»


Станция метро «Первомайская», открывшаяся в 1954 году, - одна из загадок столичной подземки, о её существовании помнят любители истории да измайловские старожилы.

11.12.2018 в 16:06

«Город на память». 270. Краснопрудная улица


Трудно поверить, но сто лет назад по соседству с нынешней Комсомольской площадью можно было кататься на лодках и ловить рыбу в одном из самых больших московских прудов.