“… Я утопаю, бегу к тебе, прошу помощи,
а ты мне: утопайте, это так и нужно.”
Антон Чехов “Скучная история”
На малой сцене Электротеатра “Станиславский” состоялся пресс-показ спектакля “Скучная история” по одноименной повести Антона Павловича Чехова. Режиссер Василий Скворцов. Автор инсценировки заслуженный артист РФ Леонид Зверинцев – актер, сыгравший около 70 ролей, выпускник Школы-студии МХАТ 1962 года, он же исполнитель главной роли. Пьеса представлена в рамках проекта “Золотой осел”.
Судя по названию произведения, Антон Павлович на этот раз не собирался развлекать читателя: “Это не повесть, а диссертация. Придется она по вкусу только любителям скучного, тяжелого чтения, и я дурно делаю, что не посылаю ее в “Артиллерийский журнал”, – пишет автор. Создатели спектакля полностью поддержали классика. Я думаю, что окажись господин Чехов в малом зале Электротеатра 10 мая 2017 года, он бы остался исключительно доволен происходящим на сцене. Почти два часа главный герой, Николай Степанович, профессор, тайный советник, пожилой человек 62 лет, отменно, слово в слово, читает текст повести. Конечно, в спектакле участвуют и другие герои: жена Николая Степановича Варя (Людмила Розанова), его дочь Лиза (Илона Буль), ее жених Гнеккер (Антон Капанин), товарищ Николая Степановича Михаил Федорович (Евгений Сергеев) и Катя…. Катя, потрясающе сыгранная Инной Головиной. Катя – роскошная и живая, красивая и грозная, не похожая на неясных, прозрачных чеховских героинь.
“Скучная история” по замыслу автора – это записки старого человека. Главный герой, Николай Степанович, достигший к своим 62 годам больших успехов в карьере, имеющий высокое положение в обществе, разочарован в жизни. Он подавлен, болен, недоволен своей семьей, боится потерять место профессора, но больше всего боится умереть. Ему кажется, что его жена и дочь давно живут своей жизнью, не обращая на него никакого внимания. Только приемная дочь Катя будит в Николае Степановиче чувства. Я намеренно не пишу “добрые” или “светлые” чувства, потому что Катя вызывает у своего приемного отца очень разные эмоции: от умиления и восхищения до жалости и даже презрения. Николай Степанович глубоко переживает свою усталость от жизни, от чего страдают все его домочадцы. Вообще, кажется, что весь мир этого произведения замкнут на одном только главном герое, а все остальные персонажи – это только тени, не имеющие почти никакого значения. Вероятно, поэтому почти все артисты появляются на сцене сначала как тень на фоне белого полотна и только через некоторое время приобретают объем и цвет. Впрочем, Николай Степанович тоже тень. Только Катя бунтует и не желает переходить в черно-белый двухмерный формат.
Однако, давайте прекратим зевать на представлении и зададим себе вопрос: а почему же ему, профессору, так исключительно паршиво при всех его деньгах и заслугах? От чего же такая безысходность?Чего так отчаянно не хватает Николаю Степановичу? От чего даже самые близкие люди, те, кого он когда-то любил, или пытался любить, не могут ни достучаться, ни докричаться до главного героя? “Мой герой – и это одна из главных его черт – слишком беспечно относится к внутренней жизни окружающих и в то время, когда около него плачут, ошибаются, лгут, он преспокойно трактует о театре и литературе; будь он иного склада, Лиза и Катя, пожалуй бы не погибли,” – пишет Чехов.
История из скучной превращается в страшную- страшная история обыкновенной жизни. Почему страшная? Потому что безысходная. Николаю Степановичу жить страшно и умирать страшно. И нет никакого просвета в этой бесконечной “воробьиной ночи”. “Помогите!” – кричит ему Катя. “Помоги!” – просит дочь Лиза. Николай Степанович ничем помочь не может. Ни им, ни себе. Есть ли выход? Разные критики, считавшие “Скучную историю” самым глубоким философским произведением Чехова, давали на этот вопрос разные ответы. Надеюсь, что после просмотра спектакля у вас возникнет свой вариант.
Рубрика: Культура. Метки: театр, Чехов, постановка.