Но откуда на сердце
Вдруг такая тоска?
Жизнь проходит сквозь пальцы
Желтой горстью песка.
Геннадий Шпаликов
В театре Эрмитаж состоялась премьера спектакля Михаила Левитина “Дон Кихот”.
Какой же он смешной – этот нелепый сумасшедший старик, отправленный ядом рыцарских романов, с его архаичными понятиями о чести, доблести, справедливости. Как могла прийти в эту седую голову бредовая идея напялить ржавые доспехи и отправиться совершать подвиги в честь “прекрасной дамы”, которая и не дама вовсе, а простая крестьянка, и подвиги ненормального идальго не вызывают в ней ничего, кроме ужаса. Добро бы еще был молод или хотя бы силен, а то ведь здоровье уже не то, рука почти не действует, и ноги сгибаются со скрипом. Да и Росинант – что говорить – коняга преданный, за хозяина готов в огонь и воду, однако тоже уже не молод. И что это за подвиги? Ведь что ни подвиг, то заканчивается битьем. Уже вся Испания смеется над ” рыцарем печального образа”. Нашлись даже шутники из числа “золотой молодежи “, решившие подиграть старику.
И жалко его, да ведь не слушает никого, не втолковать ему, что времена изменились, что рыцари давно вымерли, что прекрасные дамы уже и не помнят о платонической любви, а рыцарская доблесть осталась лишь на страницах романов. Он свято верит, что в книгах сосредоточена вся мудрость этого мира, что для дворянина нет ничего, дороже чести, что благородство – не пустой звук, а почетная обязанность, данная при рождении, что нужно защищать слабых, помогать нуждающимся, пресекать несправедливость и бороться со злом, от кого бы оно не исходило, даже если силы не равны и шансы на победу призрачны. Неудачи лишь укрепляют его, насмешек он не замечаяет, побои сносит стоически, немощь тела компенсирует силой духа. Да и не сумасшедший он вовсе, все отлично понимает, и про времена, и про рыцарство, и про прекрасную даму, и про неравные силы. Но кто-то же должен! Удивительный старик. Несгибаемый. Рыцарь.
Михаил Левитин поставил чудесный спектакль, тонкий, умный и в то же время зрелищный, радующий нас не только великолепными актерскими работами, но запоминающимися декорациями в исполнении замечательного Сергея Бархина. Борис Романов ожидаемо прекрасен в роли Дон Кихота. В первом действии его персонаж вызывает геометрический хохот в зале, во втором – многие зрители не могли сдержать слез. Причем, этот переход происходит как-то незаметно и постепенно. Исподволь, но навсегда Борис Леонидович завоевывает сердца зрителей. А какой трогательный дуэт сложился у них с Дарьей Белоусовой в роли Россинанта, наполненный искренней теплотой и даже нежностью! Другая парочка – Санчо Панса в исполнении Сергея Олексяка и его ослик не столь романтичны, но как выяснилось, не менее привязаны друг к другу. Ослик в романе ничем особо не выделяющийся, у Левитина стал украшением спектакля. Персонаж Аллы Черных – горький пьяница, в полном соответствии со своей ослиной природой, не блещет разнообразием произносимых реплик, зато произносит их от души и во всю мощь голосовых связок. А уж по части благоразумия не уступит и самому Санчо Пансе. Не менее убедительны роли второго плана: ключница в исполнении Галины Морачевой, Сансон Карраско – Станислав Сухарев, Альдонса – Ольга Левитина, Мавр – Денис Назаренко. И еще один важный персонаж присутствует на сцене – это время. Присутствует зримо, тонкой струйкой песка медленно, но неотвратимо отсчитывает мгновения жизни и к концу спектакля напсыпет могильный холмик и над хитроумным идальго, и над его верным оруженосцем, и над самим Сервантесом.
Рубрика: Разное. Метки: театр, премьера, Эрмитаж, Дон Кихот.