14.06.2017 21:41

Сквозь огонь и воду

Текст: Алена Лосева
Фото: Сергей Чалый

В июне на сцене Московского “Театра Луны” под руководством Сергея Проханова впервые увидел свет новый спектакль по пьесе писателя и драматурга Александра Звягинцева с загадочным названием “Ордалии”.

Автор пьесы Александр Звягинцев прошел путь от секретаря в органах прокуратуры Украинской ССР до вице-президента Международной ассоциации прокуроров. Кроме того, он известен как писатель, автор книг о судебной системе и истории прокуратуры, а также серии детективно-политических боевиков. Некоторые произведения Александра Звягинцева экранизированы.

Теперь немного о названии спектакля. “Ордалии” в дословном переводе с латыни (ordalium) – приговор, суд. Этот процесс известен с древних времен, в Европе процветал во времена Средневековья, а в Африке и Индии существует и по сей день. Ордалии применялись в том случае, когда следствие по какому-либо делу заходило в тупик. Когда были исчерпаны все аргументы, факты и доказательства, а ясность так и не наступала, в связи с чем невозможно было вынести приговор, обвиняемого подвергали испытаниям огнем и водой, считая, что если он невиновен, то ему не повредит ни то, ни другое, ну, а если обвиняемый сгорал или тонул, то говорили, что свершился “Суд Божий”, что для наших предков являлось истиной в последней инстации. Таким образом, ордалии являлись самой жестокой и бессмысленной формой судебного разбирательства.

Итак, обратимся к сюжету спектакля. 90-е годы 20-го века. Молодой и горячий выпускник юридического ВУЗа Герард Гонсо приезжает в некий провинциальный городок, где занимает должность помощника прокурора. На момент его приезда в правоохранительной системе городка царит относительное равновесие, основанное на взаимовыгодной конкуренции прокурора Жана Силовича и адвоката Шкиля. Появление юного поборника справедливости в лице Герарда Гавриловича выводит из строя слаженный адвокатско-прокурорский механизм. Мало того, что Гонсо пытается навести порядок в делах и разобраться в том, в чем разбираться не надо, так он еще очаровывает единственную дочь прокурора Василису до такой степени, что в воздухе сонного провинциального городка начинает пахнуть свадьбой и скандалом. Пока прокурор Жан Силович устанавливает контакт с новым правдолюбцем, пытаясь соблюсти интересы своей дочери, адвокат Шкиль бросает на борьбу с возмутителем спокойствия оперативную группу, состоящую из капитана Мурлатова, местного гопника Моти и задорного пенсионера по фамилии Кресало. Вот тут, как раз, и начинается самое главное. Герарда Гонсо проводят через огонь и воду. Ему предстоит пройти через обман и предательство, через абсурд и безнадежность, а также провести следственный эксперимент с целью установить, можно ли передать взятку, сидя на верхушке качающейся березы. Кто же мог предположить, что бодрый пенсионер Кресало действительно полезет на эту самую березу? И что потом придется его оттуда снимать, и что в процессе всей этой возни пропадет папка с важными документами? А после всего этого вдруг объявится девушка Маша, и придется приглашать ее в ресторан пить шампанское, а там за шторой будет стоять фотограф, и Василиса все узнает…

Режиссер спектакля Дмитрий Бикбаев определил “Ордалии” как театральный перформанс. Действие, происходящее на сцене, можно назвать гротескным и часто неожиданным. Если лица актеров – маски, скрывающие истину, то их костюмы – это преувеличенная карикатурная демонстрация сущности персонажей. Декорации – белые двери, стены, сугробы, на фоне которых мелькают тени, не имеющие хозяев. Все неуловимо, недосказанно, непонятно и, на первый взгляд, несерьезно. Но из-под хулиганской подростковой несерьезности спектакля проступают совсем несмешные и очень актуальные проблемы, прошедшие огонь и воду, но так и не решенные не только в Средневековье, но и в настоящее время.

Рубрика: Разное. Метки: театр, спектакль, опера, эксперимент, драма, Ордалии, Звягинцев.

Другие публикации