18 июня на Малой сцене театра на Таганке состоялся показ эскиза к будущему спектаклю по пьесе Ивана Тургенева “Месяц в деревне”.
Возможно, не всем современным читателям знакома эта пьеса, поэтому изложу краткое содержание оригинала. В богатом имении Аркадия Сергеевича и Натальи Петровны Ислаевых появляется новый гувернер Алексей Николаевич Беляев. В его обязанности входит воспитание десятилетнего Коли – сына хозяев имения. Кроме того, у Ислаевых живет Верочка – воспитанница-сирота, полностью зависящая от своих благодетелей. Так же в доме часто бывает друг семьи Михаил Александрович Ракитин, безнадежно влюбленный в Наталью Петровну. Появление молодого гувернера приводит в действие давно застывший, покрытый многолетней пылью механизм внутрисемейных отношений. У Тургенева действие пьесы длится около двух дней и состоит в основном из долгих неторопливых диалогов, методично объясняющих читателю все особенности внутреннего мира героев, поэтому, если бы Таганка решила поставить пьесу слово в слово, боюсь, что современный зритель, привыкший к накалу страстей и частой смене картинки, заскучал бы уже через 20 минут, потеряв нить рассуждений и интерес к происходящему на сцене. Но Таганка пошла другим путем.
21 век. Богатая семья Ислаевых живет в своем доме на Николиной горе. Их сын Коля будет заниматься музыкой, для чего приглашен учитель – Алексей Николаевич Беляев (Артем Болотовский). Кроме Коли, Ислаевы воспитывают больную аутизмом девушку-сироту Веру (Дарья Авратинская). Хозяин дома – Аркадий Сергеевич (Сергей Трифонов) – очень занят, редко бывает дома, поэтому у его жены Натальи Петровны (Мария Матвеева) есть старый надежный любовник Михаил Александрович Ракитин (Теймураз Глонти). Аркадий Сергеевич делает деньги и любит политику. Наталья Петровна, глядя в спину отсутствующего мужа, громко слушает Би-2, заливая горе элитным вискарем. Алексей Николаевич, талантливый мальчик из маргинальной семьи, пьет что-то дешевое из жестяной банки и катается на скейте. Маленький Коля поет Битлов, Верочка, охваченная сильным незнакомым чувством, перемножает в уме трехзначные числа, а Ракитин ждет Наталью Петровну в гостиничном номере с бутылкой вина и пакетом мандаринов. В общем, все, как у людей. Занятия героев, музыка и винная карта расписаны в соответствии с возрастом и социальным положением персонажей. Взаимоотношения соответствуют Тургеневскому оригиналу, но действие, происходящее на сцене, доведено до психологического и эмоционального предела в соответствии с требованиями современной драматургии. Все, что скрывали герои, ограниченные строгими рамками творчества Ивана Сергеевича, выставляется на показ на сцене театра на Таганке. Ислаев получает возможность уставиться в экран телевизора, явно демонстрируя свое безразличие. Верочка, больше столетия державшая себя в рамках приличия при разговоре со своей благодетельницей, наконец, может кричать и биться в истерическом припадке. Ракитин, страдавший от неразделенных чувств, получает Наталью Петровну в свое полное распоряжение, а Алексей Николаевич как бежал, так и бежит; меняется только вид транспорта.
Режиссер спектакля не просто помещает классических героев в современные условия, он снимает с них старинные костюмы, выводит за рамки классических шаблонов и дает возможность быть самими собой, открыто выражать свои эмоции. При этом мужчины, попавшие “в будущее”, легко адаптируются, просто меняя охотничье ружье на планшет, одни игрушки – на другие. А вот быть тургеневской девушкой в наше время оказывается предельно больно. Женщина, которая в наше время пытается жить в рамках нравственного закона, оставшись без защиты и опоры, вынуждена либо играть по общим правилам, либо сойти с ума. Впрочем, это только эскиз спектакля, но мне кажется, что тема, затронутая режиссером, имеет право на то, чтобы о ней думали, говорили и даже кричали.
Рубрика: Культура. Метки: спектакль, Театр на Таганке, Тургенев.