26 июня в Среднем Тишинском переулке начался снос Дома культуры имени Серафимовича, в котором в последние годы размещался театр «Школа современной пьесы». Застройщик внезапно выселил артистов и подогнал строительную технику. Местные жители и активисты-градозащитники смогли привлечь внимание к ситуации и уже на следующий день работы по разрушению исторического здания были временно приостановлены. Чем же знаменит этот Дом культуры и есть ли шансы на его спасение?
Об истории здания рассказал местный житель Пётр Цивлин. Согласно архивным данным, основу здания составляет каменный фабричный корпус бывшей бумаго-красительной фабрики купца Н.Шустова, построенный в 1888 году по проекту московского архитектора К.Терского, автора нескольких театральных зданий (в том числе здания Театра имени Моссовета), доходных домов, ансамбля усадьбы Покровское и других.
Внешний облик и конструктивные особенности здания были характерны для промышленной архитектуры конца ХIХ – начала ХХ века. Архитектурное решение главного фасада было выполнено в «кирпичном стиле» с применением стилизованных элементов декора, выполненных рельефной кладкой. Центральную часть, отмеченную ризалитом, завершал треугольный фронтон с узким длинным слуховым окном. Плоские пилястры подчеркивали углы здания. Высокие оконные проемы завершались лучковыми перемычками.
Интересно, что пристройка (Средний Тишинский переулок, д.5/7 строение 2) выполнена из кирпичей с клеймом «ИФ». Можно предположить, что и облицовка основного здания ДК выполнена кирпичами завода Ивана Фецкина. Подобные клейма можно также обнаружить на кирпичах Хамовнических казарм, домов на Болотной площади, Мясницкой улице и в Кривоколенном переулке.
В 1930 году здание было реконструировано под размещение рабочего клуба, надстроен третий этаж, появились мраморные маршевые лестницы. В то время это был клуб оборонного завода Авиаприбор. Вскоре предприятие разделилось с выводом основного производства на новую площадку, а в Грузинах остался Тизприбор (завод 230), выпускающий теплоизмерительную аппаратуру.
В центральной части здания (в объеме постройки 1888 года) располагались входной вестибюль и зрительный зал. В пристроенном по периметру объёме – две широкие лестницы, фойе и клубные комнаты. Входы были организованы на западном и восточном фасадах в непосредственной близости к лестницам. Фасады получили лаконичное оформление: рустованная штукатурка первого этажа с окнами трапециевидной формы, сплошная оштукатуренная плоскость стен в уровне второго и третьего этажей на главном и западном фасадах.
В издании «Строительство Москвы. Номер 4, 1935 год» сообщается, что реконструкция Клуба завода «Авиаприбор» выполнена по проекту известного архитектора-конструктивиста Б.Штивеля. В конце 1940-х – начале 1950-х годов потребовались дополнительные служебные площади и здание ДК имени А.С.Серафимовича было частично надстроено четвёртым этажом. В восьмидесятые незначительная реставрация была произведена под руководством архитектора Юрия Гнедовского.
Как видим, у здания в Среднем Тишинском переулке богатая история, начавшаяся ещё в XIX веке. Не менее любопытны и события из мира культуры, происходившие в этих стенах до революции и позднее, при Советской власти. В доме купца Шустова поселился литератор Леонид Андреев, которого считают родоначальником русского экспрессионизма. Писатель входил в кружок «Среда» вместе с другими деятелями русской культуры – Горьким, Буниным, Куприным, Шаляпиным, Рахманиновым.
В период революционных событий на Пресне в 1905 году Леонид Андреев предоставил свою квартиру для заседания стачечного комитета ЦК РСДРП, за что был арестован и помещён в Таганскую тюрьму. Потом его выпустили на волю под залог, внесённый Саввой Морозовым.
У Андреева останавливался и ещё один известный литератор – Александр Серафимович (Попов), посвятивший Андрееву своё крупнейшее произведение дореволюционных лет — повесть «Город в степи». Александр Попов был сыном донского казака, учился в Петербургском университете, за участие в революционном движении арестован и отправлен в ссылку в Архангельскую губернию. Там, в Пинеге, он написал свой первый рассказ «На льдине», который под псевдонимом Серафимович в 1889 году опубликовала газета «Русские ведомости». В 1902 году он переселился в Москву, стал участником литературной группы «Среда».
Во время Первой мировой войны Серафимович был военным корреспондентом «Русских ведомостей», а в Гражданскую ездил по фронтам, сотрудничая с партийной газетой «Правда». В 1924 году по горячим следам Серафимович написал свою главную повесть – «Железный поток» – о реальных событиях Гражданской войны, походе Таманской армии. Его творчество в тот период оказалось настолько актуально и важно, что в 1933 году автор был награждён орденом Ленина, в его честь при жизни названа улица в районе Якиманки и новый рабочий клуб в Среднем Тишинском переулке.
В этом клубе в 1930-е годы работали разнообразные кружки для детей и взрослых, базировался Первый Московский Рабочий Театр, выступали артисты Московского Театра танца Веры Майя. Участники танцевально-хоровой группы завода ТИЗПРИБОР (руководитель И.Скворцов) с большим успехом исполняли хоры из опер «Садко» и «Снегурочки» Римского-Корсакова, «Мейстерзингеры» Вагнера и других.
В 1961 году Е.Свешникова создала в ДК имени Серафимовича детскую хоровую студию «Веснянка», а в 1970 году был основан детский танцевальный коллектив «Калинка» имени А.Н.Филиппова. Оба коллектива существуют и в настоящее время. В доме культуры неоднократно проводился московский фестиваль самодеятельного хорового искусства «Хоровая весна», работал киноклуб, где показывались старые ленты и шедевры мирового кино. Здесь прошли премьерные показы фильмов «Асса» Говорухина, «Маленькая Вера» Пичула с участием создателей фильмов. В этом зале в разные годы состоялись творческие встречи с Любовью Орловой, Фаиной Раневской, Владимиром Высоцким, Василием Лановым, Арменом Джигарханяном и другими легендарными артистами. В ДК работал Польский Центр информации и культуры в СССР, проводились встречи с классиком польского кино, режиссером Анджеем Вайдой.
Во время празднования 1000-летия крещения Руси здесь состоялась первая встреча священников Русской Православной Церкви с представителями предприятий «оборонки». В 1988 году прошла встреча с иерархами во главе с митрополитом Кириллом. В 1989 и 1990 годах неоднократно выступал со своими проповедями отец Александр Мень.
В январе 2014 года Дом культуры превратился в Театральный клуб на Тишинке: сюда временно вселились погорельцы с Неглинки – театр Иосифа Райхельгауза «Школа современной пьесы». Городские власти помогли с арендой, при участии спонсоров был произведен необходимый ремонт. На новой сцене состоялись премьеры спектаклей «Последний ацтек», «Уик-энд», «В поисках волшебства», «Здесь живёт Нина», «Дурочка и зэк», «Часовщик», «Prank». Внезапно театр получил предписание незамедлительно покинуть здание с предоставлением труппе другого помещения. Артисты были шокированы такой бесцеремонностью, но они – люди зависимые, наскоро собрались и ушли восвояси.
«Ночь взорвалась звоном железа, лязгом, треском, криками», – А.Серафимович, «Железный поток». Примерно так советский литератор мог бы описать и происходящее 26 июня 2017 года в Среднем Тишинском переулке, когда экскаватор стал отгрызать от стены зрительного зала кусок за куском. На месте Дома культуры и прилегающей малоэтажной застройки компания «Дон-строй» планирует возвести шестнадцатиэтажный жилой комплекс класса «премиум» с магазинами и физкультурно-оздоровительным комплексом.
Однако местные жители и активисты-градозащитники оказались не столь послушны, как артисты. Горожане действовали в рамках закона, вызвали полицию и вскоре выяснилось, что документы застройщика не предусматривают разрушения здания. Несмотря на это обстоятельство, работы были продолжены без соблюдения техники безопасности, без ограждения территории и на проезжую часть Среднего Тишинского переулка обрушилась растяжка наружного освещения.
27 июня решением ОАТИ действие ордера было приостановлено, по требованию департамента культурного наследия Москвы работы на площадке заморожены. Дальнейшая судьба частично разрушенного здания должна решиться в трёхмесячный срок.
По мнению местных жителей, Дом культуры имени Серафимовича имеет все признаки ценного исторического и архитектурного объекта культурного наследия. Снос этого уютного, органично вписанного в инфраструктуру микрорайона здания, – преступление и неуважение к истории города. Активные граждане Тишинки собрали свыше 1000 подписей в защиту здания и призывают поддержать протест против планируемого сноса, создать экспертную комиссию для присвоения ДК имени А.С.Серафимовича статуса ценного исторического и архитектурного объекта культурного наследия, вновь выявленного памятника архитектуры. Сохранение Дома культуры – это сохранение связи между прошлым, настоящим и будущим.
Требование защитников ДК им.Серафимовича:
Градостроительно-земельная комиссия Москвы должна официально отменить реализацию проекта, разрешающего снос ДК имени Серафимовича.
Мосгорнаследие должно сформировать экспертную комиссию для оценки ущерба зданию ДК имени Серафимовича, нанесенного структурами и подрядчиками компании «Дон-строй инвест», и обеспечить полное восстановление исторического облика здания за их счет.
Поставить на общественный контроль исполнение предписания Мосгорнаследия об остановке работ структурами компании «Дон-строй инвест» (компании «Тамроф» и «Промышленное предприятие «Талкалегпром») и добиться наложении штрафа за невыполнение этого предписания 27 июня.
Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки пересмотреть решение о создании «зоны развития» в ПЗЗ в связи с обнаружением ОКН и появлением вокруг него защитной зоны, ограничивающей новое капитальное строительство.
Признать, что «исследование», проведенное Моспроектом-2, выполнено формально, с результатом, заранее заданным заказчиком, и не должно быть использовано в работе по оценке историко-культурной ценности объекта, проводимой Мосгорнаследием.
Историк архитектуры Николай Васильев по просьбе корреспондента РБ прокомментировал ситуацию. «Были ли прецеденты, когда инвестор вот так отгрызал часть исторического здания, но потом удавалось принудить его восстановить разрушенное?» – «Мы сейчас на грани находимся – ещё один день работы экскаватора и ситуация станет необратимой. Но есть примеры остановки сноса – типография журнала «Огонёк» и дом Жургаза на Самотёке. Здания с 1930-х годов находились в ведении НКВД и для общественности это был практически неизвестный адрес. Но удалось доказать, что это первая и единственная постройка Лазаря Лисицкого. Снос компанией Интеко был предотвращён волей местных жителей, сейчас там всё восстановлено, но пока здание не используется.
В Москве ещё многие Дома культуры в плохом состоянии, тревожно за ДК завода «Серп и молот», где успели выломать часть исторических интерьеров. Северный речной вокзал – тоже тревожный адрес. Если здание выводят из эксплуатации – оно деградирует, даже если не приезжает бульдозер. Инвесторы озвучили желание застроить десять гектаров комбината «Правда», редакционный, большой печатный, вспомогательный корпуса».
В этот перечень можно внести ещё немало дорогих москвичам зданий, чья историческая ценность не всегда очдна застройщикам, но ценность земли не вызывает у них сомнений. Возможны сносы в северной части ВДНХ, где ещё в 1939 году открылся раздел Всесоюзной сельскохозяйственной выставки под названием «Новое в деревне» с образцовыми коровниками, свинарниками, всей колхозной инфраструктурой от родильного дома до машинно-тракторной станции. Вероятно, во всех этих и других случаях общественности надо мониторить ситуацию и держать руку на пульсе, ведь превентивно предотвратить разрушение проще, чем спасать из ковша экскаватора полуразрушенные фрагменты старой Москвы.
Рубрика: Мнения. Метки: Москва, реконструкция, история, города, СССР.