На экраны вышел ожидаемый любителями психологических триллеров «Берлинский синдром» – картина о девушке, для которой некая неосмотрительность в половых контактах закончилась длительным заточением в уединенной квартире миловидного школьного учителя. На протяжении почти двух часов зрителя мотает от двух полярных впечатлений: то ли австралийке Клэр больше всего на свете хочется сжечь своего мучителя и выбраться на волю, то ли текущее положение вещей доставляет ей некое мазохистское удовлетворение. Лично мне кажется, что второе, ибо у нее было некоторое количество шансов подарить себе свободу, которыми она вполне могла воспользоваться, проявив определенную сноровку и смекалку. Однако, сюжет рисует нам картинку, в которой девушка оказалась совершенно беспомощна перед лицом маньяка до вмешательства посторонних в это странное взаимодействие.
Роль несчастной туристки исполнила Тереза Палмер. Актриса запомнилась мне по депрессивной подростковой драме «2:37», где он она исполнила роль школьницы, подвергшейся насилию со стороны близкого родственника. И знаете, такое ощущение, будто это та самая школьница оправилась от произошедшего, подросла и отправилась путешествовать по Германии с целью пофотографировать архитектуру ГДР. И тут же снова попала – судьба такая несчастлива. Терезу Палмер незаслуженно называют дублером Кристен Стюарт – на самом деле девушки совсем разные, а если посмотреть «Берлинский синдром» в оригинале, то манера речи развеет всяческие мысли о сходстве актрис. Девушке на удивление хорошо удается демонстрировать душевные метания, страдания и все такое прочее, поэтому это скорее всего далеко не последняя ее роль, в которой мы увидим жертву с неоднозначным отношением к собственным несчастьям.
Днем заботливого школьного учителя, а вечером непредсказуемого маньяка исполнил немец Макс Римельт, которого мы могли запомнить по двум частям подросткового фильма «Девочки снова сверху» и сериалу братьев сестер Вачовски «Восьмое чувство». Важно отметить актёрское мастерство этого симпатичного берлинца – он очень эффектно показал неоднозначность личности Энди. С одной стороны, он заботлив, учтив, интересен и чуток, а с другой – страшно непредсказуем в своих реакциях и желаниях. Весьма пугающий тип «маньяка» – его линия поведения с жертвой состоит не из сплошного насилия, а из пугающей смеси попытки полностью подчинить, причинить боль и одновременно с этим выстроить тихие «семейные» взаимоотношения, приносящие удовольствия обоим «партнерам».
Отдельного упоминания достойна и локация – уличные съемки в миллионный раз показывают уникальную и завораживающую красоту Берлина, в вот квартира была создана очень далеко от Германии – на австралийской киностудии. Тем не менее, виды из окна, на которые с печалью смотрит лишенная возможность открыть ставни героиня, демонстрируют близость полузаброшенного дома с практически полным уединением к самому центру немецкой столицы. Можно подумать о том, что сотни туристов ежедневно проходят мимо этого таинственного дома, не подозревая, что всего лишь одна запертая подворотня отделяет их от девушки, отчаянно жаждущей помощи. Или не жаждущей? Неоднозначность ее поведения как бы демонстрирует, что Клэр, сама того не понимая, переложила вопрос о своем спасении на чужие плечи – не пытаясь помочь себе сама, она все же отчаянно жаждет постороннего вмешательства. Тут же становится ясна игра слов в названии фильма – «Берлинский синдром» рождает стойкие ассоциации со «Стокгольмским», просто сменившим локацию в пределах Евросоюза. И кто знает, что скрывают стены, мимо которых мы сами проходим каждый день?
Итог – фильм определенно понравится любителям наблюдать за душевными страданиями, а также сложными долгосрочными взаимоотношениями «преступник – жертва». И концовка неоднозначна – все как мы любим.
Рубрика: Разное. Метки: жизнь, Берлин, показ, игра, фильм, триллер.Режиссер: Кейт Шортланд («16 лет. Любовь. Перезагрузка», «Случай в Кеттеринге», «Наша секретная жизнь»
В ролях: Тереза Палмер («Тепло наших тел», «Я-четвертый», «2:37»), Макс Римельт («Девочки сверху», «Академия смерти», «Амнезия»).