Он тебя будет любить и уважать, что тебе еще нужно? (с)
1998 г. Нальчик. В еврейской семье готовятся к свадьбе сына. Дело омрачается похищением жениха и невесты. Чтобы освободить обоих, община собирает деньги, но их хватает для спасения только одной жизни. Поэтому семье приходится продать все самое ценное и срочно найти своенравной дочери жениха, который смог бы помочь с недостающей суммой денег.
Вступительные и финальные титры – это прямолинейный разговор режиссера со зрителями. В начале он рассказывает, что и сам родился и живет в Нальчике, а также вводит публику в курс дела, а в финале уточняет, что о дальнейшей судьбе героев ему ничего неизвестно. Эти небольшие замечания, введенные режиссером в свой проект, делают «Тесноту» личным высказыванием, без попытки осудить или наказать, но, возможно, раскрыть глаза зрителям на проблемы и факты, которые до этого могли им быть неизвестны.
До этого я видел несколько короткометражных работ учеников Сокурова – это было довольно уныло. Они просто переносят на экран реальные судьбы, в которых нет ничего кинематографического, и обязательно с эффектом трясущейся камеры и драмой, которая заслоняет все вокруг. Проект Балагова тоньше и продуманней, хотя так же строится на заветах Сокурова.
Для фильма сделали просто потрясающую цветокоррецию, сразу же выделяющую «Тесноту» из ряда похожих картин о кризисе семьи. При просмотре можно провести много параллелей с недавно вышедшей картиной «Нелюбовь» дуэта Звягинцев-Роднянский. При этом в разы более дешевый дебют Балагова смотрится ничуть не хуже как с технической стороны, так и с эмоциональной. Снято все бойко, а публику умудряются даже засмущать тем, что она словно подсматривает за жизнью героев, их радостями и горестями.
В «Тесноте» удачно создается атмосфера конца девяностых с соответствующим саундтреком в виде песен группы «Вирус» и Тани Булановой. Обычно эти песни кажутся перебором со своими простыми мотивами и еще более приземленными текстами, здесь же, наоборот, без них бы Балагову чего-то не хватило, и финальный результат мог бы быть иным, менее мучительным и давящим.
Двухчасовая неспешная «Теснота» разговаривает со зрителями на важные, актуальные темы, завуалированные происшествием, запускающим ряд событий, влияющих на жизнь семьи в которой каждый пытается жить по-своему. Для дебюта это выглядит очень убедительно и сразу же ставит Балагова в ряд режиссеров с интригующим будущим, которых не стыдно отправлять на международные фестивали. Ведь он в своей работе поднимает правильные вопросы, правда, пока не предлагает никаких решений, только точно и дословно пересказывая заявленный сюжет. Так что если хотите посмотреть работы тех, о ком будут разговаривать завтра, не пропустите в кино «Тесноту» уже с этого четверга в избранных кинотеатрах.
7 разбитых сердец из 10
Рубрика: Разное. Метки: кино, русское кино, Звягинцев.Режиссер: Кантемир Балагов (дебют)
В ролях: Дарья Жовнер (дебют), Ольга Драгунова (дебют), Артем Цыпин («Адмиралъ», «Под электрическими облаками»), Вениамин Кац («Под электрическими облаками»), Назир Жуков («След», «Ботаны») и другие.