Пожалуй, это самая необычная постановка из тех, что мне довелось снимать за последнее время. «Непрямые воздействия» – спектакль-променад, поставленный Всеволодом Лисовским в Театре.doc. Нет привычной сцены, нет декораций, нет сюжета, нет даже однозначного сценария.
А что же есть? Есть солнечный летний вечер, отличная погода, есть прогулка по Шаболовским дворикам и переулкам в хорошей компании, есть отличные тексты и стихи разных авторов, есть пластические этюды в самых неожиданных локациях, есть эпатаж, немного эротики, немного нецензурщины, есть удивленные, а порой и недовольные взгляды прохожих, и даже угрозы рассерженных жителей вызвать полицию, если безобразие под их окнами немедленно не прекратится. Есть попытки говорить со зрителями напрямую от чем-то важном, что волнует героя в данный момент, поделиться какими-то личными историями. Впрочем, попытки довольно вялые, возможно, приевшиеся актерам после неоднократного исполнения.
Позволю себе процитировать режиссера:
«Проект – эксперимент для смелых людей, которые готовы узнать новое о себе и о мире вокруг, попасть в непривычную обстановку и взять на себя ответственность за происходящее. Мы, так или иначе, неявно воздействуем друг на друга и на мир в целом. Мы хотим серьезно погрузиться в исследование этой темы и вовлечь зрителей в творческий процесс».
Звучит красиво, даже пафосно, но на деле «творчество» зрителей состоит из передачи актерам полученных перед началом акции жетонов, от которых зависит выбор направления движения. А вот какую ответственность несут зрители за происходящее, для меня осталось загадкой. Может быть, Всеволод Лисовский имел в виду административную ответственность, в случае задержания правоохранительными органами за участие в несанкционированной акции? Говорят, такой случай был.
В целом, мероприятие скорее разочаровало. Я намеренно избегаю слова «спектакль», поскольку, на мой взгляд, спектакль должен быть чем-то большим, чем набор мало связанных между собой этюдов. Чем ближе к финалу, тем более отчетливо ты понимаешь, что тебя не просто водят, а “водят за нос”. А заключительная сцена не оставила в этом никаких сомнений.
К окончанию программы со зрителями остается только один актер с флагом трубкозуба, остальные благоразумно “теряются” по дороге. Оставшийся актер медленно поворачивается вокруг и и просто тихо перечисляет вещи вокруг: «Я вижу детскую площадку, дерево, даму с коляской, серую стену, автомобиль, зеленый газон, цветочную клумбу»,- и т.д., а затем сообщает, что спектакль окончен, и быстро уходит, пока зрители не опомнились.
И последнее, что должны знать потенциальные зрители прежде, чем покупать билеты. Сам автор определяет жанр спектакля, как «вождение обезьяны». Делайте выводы.
Рубрика: Разное. Метки: задержания, прогулка, спектакль, время, эксперимент, постановка.