02.09.2017 13:01

«Гоголь. Начало»: Сериально-киношный абсурд

Текст: Дмитрий Бортников

Дознаватель Гуро и писарь Гоголь после случайного, но очень продуктивного знакомства, за считанные минуты им удалось раскрыть крайне запутанное дело, едут из Санкт-Петербурга в село Диканька, чтобы найти убийц(у) молодых девушек из которых была досуха выкачана вся кровь.

Режиссер Егор Баранов хорошо известный своими предыдущими совместными проектами с компанией Александра Цекало «Среда» – «Саранчой» и «Фарцей» входит в когорту режиссеров (Таисия Игуменцева «Что-то не так с родителями», Евгений Шелякин «Пятница», Резо Гигинеишвили «Жара»), которые отлично разбираются в иностранном кино и превосходно копируют его в своей работе. Но, к сожалению, создавать что-то свое, так и не научились. Давление продюсеров правда заставило включить в «Гоголя. Начало» отсылки и к советскому кинематографу. Не считая очевидных схожестей с трилогией Кристофера Нолана о Бэтмене, есть и другие. Общая концепция, странный главный герой с обмороками и темный всадник объединяет «Гоголя» с бертоновский «Сонной лощиной». Лес и весь ужас, связанный с ним неожиданный привет Сэму Рэйми и его «Зловещим мертвецам». А главное чудовище второй главы – вылитый монстр из сериала «Легион» про сына профессора Ксавье. Непонятные люди, живущие в шикарном доме недалеко от села навевают мысли о собаке Баскервилей.

Сценарием занималась целая группа людей, отвечавших до этого за совершенно различные проекты начиная с «Диггеров» и заканчивая «Интимными местами». Главным для них было то, что «Гоголь» должен стать проектом по мотивам произведений классика. И если первая, вводная серия, еще как-то с этим справляется, то следующая попросту путается в массе героев и попытках объединить истории. Не получилось, по крайней мере, на примере второй главы сохранить и интригу, которая раскрывается слишком быстро, а ее отгадывание не способно заинтриговать кинозрителей.

Продюсер «Гоголя. Начало» Валерий Федорович, работавший до этого с сериалами канала ТНТ, сравнивает свое детище с недавними проектами: «Малыш на драйве» и «Король Артур», поясняя, что они также как и заграничные кинематографисты постарались сделать «кино» с большой иронией обходящееся с мистическим жанром. Снабдили проект как бы 3D эффектами, бутафорская кровь в начале главы капитально заливает логотип проекта. Создатели также упомянули и о параллелях с франшизой про Гарри Поттера от которой они отталкивались, ведь их проект тоже получился разножанровым и фэнтезийным.

Саша Петров, по словам коллег, не играл, а просто жил своим героем. Для актера стало настоящим испытанием создавать на экране не похожего на его обычных комедийно-агрессивных персонажей Гоголя. Олег Меньшиком не часто балующий малый экран, вспомнил про то, как играл Эраста Фандорина персонажа книг Бориса Акунина, такого же острого на язык и находящего иголку в стогу сена. Дополняют их дуэт Таисия Вилкова и Юлия Франц, создающие эротическо-провокационный спектакль из эмоций и напряжения и буквально разрывают главного героя между собой.

Снял «Гоголя» Сергей Трофимов, отвечающий до этого за дилогию о «Дозорах» Тимура Бекмамбетова, «Август. Восьмого» Джаника Файзиева и «Он – дракон» Индара Джендубаева – красивые, сказочные истории, которым визуальный ряд очень помог найти дорогу к современному зрителю. «Гоголь» тоже получился в меру ярким и красочным, все-таки перед создателями стояли четкие задачи представления мистического мира с определенными цветовыми решениями. За музыку здесь отвечает Райн Оттер, давно работающий с Барановым и Цекало. Композитор в наглую копирует самые известные композиции Ханса Циммера. И как бы создатели не пытались максимально обезличить музыкальное сопровождение, оно все равно звучит слишком очевидно и узнаваемо.

Автор “Вия” и “Вечеров на хуторе близ Диканьки” идеально подошел со своим мистицизмом и фобиями для зарождения нового для России направления. Проект “Гоголь. Начало” вполне может стать базой для телефраншизы, рассказывающей о ранних годах наших известных писателей, сталкивающихся с историями, переворачивающими их мир и влиявшими на дальнейшее творчество. Но продюсеры проекта решили выпустить его в кино, чем подписали “Гоголю. Начало” своеобразный приговор, т.к. качество их материала, к сожалению, не соответствуют тому, что зрители привыкли видеть на киноэкранах.

4 тома «Мертвых душ» из 10

Режиссер: Егор Баранов («Самоубийцы», «Саранча»)
В ролях: Александр Петров («Притяжение», «Метод»), Олег Меньшиков («Статский советник», «Легенда 17»), Таисия Вилкова («Дед Мороз. Битва Магов», «Чемпионы»), Артем Ткаченко («Меченосец», «Вдребезги»), Ян Цапник («Горько», «Призрак») и другие.

Рубрика: Разное. Метки: кино, Гоголь.

Другие публикации