Ленком показал премьеру – спектакль «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош».
Что мы знаем о Мольере Жане Батисте? Великий драматург, прекрасный актер, руководитель театра, автор замечательных смешных пьес и, должно быть, веселый человек? Все так, за исключением последнего. Мольер Игоря Миркурбанова несдержан, вспыльчив, груб, даже драчлив и в жизни вовсе не сыплет направо и налево уморительными шуточками и меткими остротами, как это могло бы показаться, читателю, знакомому с его произведениями. А уж если кто допустил какую-либо оплошность во время спектакля, то под горячую руку пусть лучше не попадается!
Тем не менее, актеры театра, друзья и даже слуги искренне любят Мольера за доброту и отзывчивость, за справедливость, за щедрость, за то, что несмотря на вспыльчивость, он любит своих актеров, друзей и слуг. Любит юную Арманду Бежар, на которой жениться, несмотря на разницу в возрасте в 20 лет.
Впервые мы видим Мольера в момент его триумфа – его пьесы популярны, спектакли посещает сам король и даже иногда аплодирует. А поддержка короля Мольеру ох как нужна! Ведь своими пьесами он нажил себе немало врагов – уж больно узнаваемы персонажи. А в последней пьесе под видом Тартюфа вывел – страшно сказать – самого архиепископа! Иметь такого врага может позволить себе далеко не каждый. Вот и приходится Мольеру рассыпаться в комплиментах королю, чтобы не дать повод к неудовольствию монарха, иначе все – пропал.
Но при всем своем опыте и остром уме, не понимает великий насмешник, что у него нет никаких шансов, поскольку архиепископ не человек, а один из столпов власти. Он, как и король – часть системы, а система своих не сдает. Каким бы просвещенным не был монарх, как бы хорошо он не относился к Мольеру лично, он не станет, да и не сможет подрывать основы своей монаршей власти, а значит, нужен лишь повод, чтобы поставить зарвавшегося выскочку на место. И такой повод находится.
По доносу приемного сына драматурга кардинал обвиняет Мольера в женитьбе на собственной дочери. Король объявляет свой вердикт – отныне Мольер лишается королевского расположения, ему запрещено играть «Тартюфа», ему разрешено играть пьесы, написанные ранее, только в Пале Рояль, с тем, «чтобы его труппа не умерла с голоду». С горечью драматург называет короля тираном. С подачи архиепископа, от Мольера уходит Армада и это разрывает ему сердце – сердечный приступ, кажется, окончательно ломает его волю. Он слаб, он болен, он испуган и растерян, ведь на него открыта настоящая охота – одноглазый бретер обещал убить его после спектакля.
Что же делать, бежать? Вот и в театре все уговаривают бежать! Но Мольер не мыслит жизни без театра, сильнее страха смерти, страх остаться без сцены, без своей труппы, страх одиночества. Значит, играть? Играть, и будь что будет!
Спектакль на первый взгляд посвящён описанию последних лет жизни великого драматурга. На самом деле, создатели спектакля исследуют особенно актуальную в этом сезоне тему «художник и власть». К несчастьям Мольера приводит ряд, казалось бы, нелепых случайностей, но нет, все закономерно, художнику, если он настоящий художник, всегда тесно в границах дозволенного властью, а власть, разумеется, не терпит нарушения установленных границ.
Спектакль производит сильное впечатление. Прекрасный актерский состав: Виктор Вержбицкий в роли Людовика, Иван Агапов в роли Бутона, Анна Большова в небольшой по объему, но чрезвычайно насыщенной эмоционально роли Мадлены Бежар. Особое удовольствие – наблюдать за работой такого мастера, как Игорь Миркурбанов. Его персонаж не просто убедительно проживает роль, он меняется внутренне, от сильного, уверенного в себе человека в начале, до уставшего, разочарованного, отчаявшегося, почти сломленного в конце спектакля. Ближайшие показы 25 сентября и 6 октября.
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: Булгаков, премьера, Мольер, Ленком.